Kulick.Magazine, Женя Любич, по весне, день космонавтики, Эрарта

Женя Любич. Космическая и весенняя

9 апреля в концертном зале «Эрарта» певица с русской душой и французской утонченностью Женя Любич презентует программу «По весне». Мы встретились с Женей накануне, в солнечный апрельский день, и поговорили о музыке, кино и космосе.


Свободный автор: Марина Дё
Фотограф: Алина Султанова


Хотелось бы начать с нашумевшего фильма «Он — дракон», саундреками к которому стали три Ваши песни: «Колыбельная», «В белых облаках» и «Ритуальная». Пришелся ли Вам по душе такой опыт?

Было необычно. В отличие от предыдущих моих работ над саундтреками, здесь музыке отводилась очень важная и большая роль. Потому что в каких-то моментах песни влияли на происходящее в кадре и поворачивали сюжет фильма. В работе над «Он — дракон» требовался эксклюзивный материал. И в этом для меня был определенный вызов, ведь невозможно что-то сочинить без вдохновения…Необходимо найти свою личную точку соприкосновения с темой, о которой ты пишешь для того, чтобы что-то новое написать….
Несколько раз мы встречались со съемочной командой, говорили с режиссерами фильма, с продюсерами. Мне высылали раскадровки сцен, диалоги главных героев, сценарный план. И настал момент, когда мне можно было уже ничего не высылать. Я прониклась этой историей, она в какой-то момент стала не просто близкой, она стала моей!

«Он — дракон» для меня больше, чем просто сказка. Фильм о том, как можно полюбить кого-то целиком, со всеми недостатками, особенностями, разными гранями души, порой непредсказуемыми…. Это кино о том, как можно увидеть красоту в несовершенном, как научится любить друг друга, когда мы разные и не идеальные, когда мы являемся самими собой…со всем, что в нас есть…Когда я смотрела «Он — дракон», у меня было ощущение, что я вижу свой, третий смысл, свое кино. Эта работа над саундтреком буквально помогла мне оказаться по ту сторону экрана.

_MG_6453

Что касается именно истории создания песен …За год до написания картины «Он — дракон» я ездила в Бурятию. И там происходили очень необычные вещи, даже мистические. Я познакомилась с разными местными музыкантами, также нашлись люди, которые меня знали и хотели показать свой край с наилучшей стороны. Там живет девушка Яна Ханхатова, потрясающий фотограф, стилист и художник. Мы встретились случайно, у нас спонтанно организовалась фотосессия, кадры с которой до сих пор появляются на некоторых моих афишах….Было начало марта, в Сибири повсюду лежал снег, было холодно, но солнце светило очень ярко. Я была в теплой одежде, большом пуховике, лицо — замотано шарфом. Мы поехали на озеро Байкал, где я поймала ощущение бесконечности! А такой тишины, как там, я вообще нигде не встречала…Она была разлита в воздухе, в безмолвном ледяном озере… А из глубины этого озера просто потоком лилась какая-то невероятная энергетика.

И когда началась работа над «Он — дракон», мне в качестве образа пришел тот самый момент тишины на озере Байкал. Когда я там стояла, то в этой тишине я слышала на самом деле очень многое, и это что-то — больше, чем звук. Все три песни для кинокартины я как будто «выловила» в этом озере Байкал. Я не могу объяснить это логически, и, конечно же, песни не плавают в воде (смеется). Но вот на каком-то внутреннем уровне у меня возникла такая связь.

Отличался ли процесс написания песен для фильма от привычного Вам? Быстро ли возникли ассоциации, «видели» ли Вы свои песни?

Я скажу так — для меня это очень личная история, поэтому мне не нужно было её видеть — я её жила. Погружение было нешуточным.

Нет ли желания озвучить какой-нибудь фильм или мультик, поработать в кино побольше? Или попробовать себя в роли актрисы?

Я не скрываю, что мне хотелось бы попробовать себя в роли актрисы, и  думаю, все еще впереди! (улыбается).

Совсем недавно Вы приняли участие в записи нового альбома Дэвида Брауна (Brazzavile) — The Oceans of Ganymede. Какие эмоции у Вас остались после работы с Дэвидом? Что Вам понравилось, а над чем бы Вы хотели поработать?
С Дэвидом мы дружим. Он потрясающий музыкант. На почве музыки и творческого общения у нас не первый год проходят совместные выступления (этим летом, кстати, намечается концерт в рамках фестиваля «Roof music fest»). А началось всё с проекта «Парный прогон». Мы должны были выступать каждый со своей программой, а зрителям оставалось выбрать, или каким-то образом проголосовать за того, кто им казался лучше… Мы с Дэвидом нашли общий язык и «спелись» еще до выхода на сцену, при встрече в зоне backstage. Мне кажется, что в итоге во время самого концерта сложно было определить, где мы поем отдельно, а где вместе. Все прошло тогда на ура! Здорово, что подобные совместные выступления продолжаются.

И конечно, я была очень рада принять участие в новом альбоме группы Brazzaville. А дело было так: неожиданно Дэвид написал, что он в Петербурге, и в смс он спросил меня, есть ли у меня свободный час, чтобы подъехать на студию и записать вокал. Я сразу согласилась и жалею лишь о том, что получилось полноценно поучаствовать только в одной песне — «Sleep On my shoulder» (в ней звучит наш с Дэвидом дуэт). Хотя и на нескольких других треках с альбома можно узнать мой бэк-вокал. Вышло достойно, я довольна результатом. И Дэвид отметил, что моя подача, мой голос как раз отражают то состояние, которое он хотел передать в песне: ночь, полушепот, немножко неловкости, грусть грядущего расставания. Это встреча и прощание одновременно.

_MG_6377

Женя, расскажите немного о предстоящем концерте в Эрарте «По весне». Будут ли неожиданные сюрпризы для зрителей?

Концертный зал музея современного искусства «Эрарта» — одна из моих самых любимых и, на мой взгляд, лучших площадок сегодня в Питере. Там есть все технические возможности, чтобы представить творческий замысел в полной мере, там хороший звук, свет, аппаратура и можно звучать очень мощно и в то же время камерно, останавливаясь на деталях. И приятно, что с местным «световиком» мы  обычно сразу  находим общий язык (улыбается).

Почти всегда на наше выступление в Эрарте мы зовем команду видеоинсталяторов, с которыми работаем уже много лет, и для каждой песни они готовят видео-сопровождение — авторские видео-инсталляции, которые транслируются в режиме реального времени.

А еще мы решили «соригинальничать» в этот раз и назвали программу «По весне». В честь песни, которую еще толком никто не слышал и не знает (смеется). Мы надеемся, что она придется всем по душе. Не обойдем стороной и космическую тематику в преддверии Дня космонавтики. Поэтому такие песни как «Галактика», «Астронавт», «Маленькая Европа», «Супергерой» будут звучать…

Меня как-то спросили: «Женя, а какое Ваше любимое слово или понятие?». Я ехала в машине, смотрела в окно  и увидела на здании большими буквами слово «Космос». И не задумываясь ответила: «Космос» (смеется). А потом я вдруг поняла, что это на самом деле так… Космос — это и любовь, и весна… Даже человек — из космоса. Мы все своего рода космонавты, кто-то больше, кто-то меньше (смеется).

Помимо всего того, о чем я уже рассказала, планируется танцевальный номер. Во время исполнения одной из песен на сцене появится Антон Лабунскас, артист театра балета Бориса Эйфмана, который вовлечет меня в свой танец…Это будет его подарок мне и мой подарок ему на его день рождения, который выпал как раз на 9 апреля… (улыбается).

После концерта в Петербурге Вы отправляетесь с выступлением во Францию. Расскажите немного об этой поездке?

Поздней осенью 2015 года ко мне обратились из «Клуба путешественников Михаила Кожухова». Возникла такая идея: с группой людей отправиться в какой-то город, о котором я могла бы что-то рассказать, и который мог бы рассказать обо мне…Сразу стало понятно, что такой город есть, и это — Париж. Так и появились «Мелодии Парижа с Женей Любич». Безусловно, с этой точкой на карте мира меня связывает очень многое по жизни, и по моей творческой судьбе. Намечалась поездка на декабрь, но в связи с известными событиями, она перенеслась на апрель. И все состоится!

Я буду ходить с гитарой по улицам Парижа, петь те песни, которые были там написаны. Будет концерт — квартирник, возможно, прямо на студии Nouvelle Vague, будет пикник на набережной, будут танцы и весна. И поскольку об этом путешествии узнали французские организаторы концертов, то было решено сделать еще и самый настоящий мой сольный концерт — в центре Парижа, в клубе «Chez PAPILLON». Думаю, что все путешествие возможно вызовет ассоциации с кино: с процессом съемок и одновременно просмотром художественного фильма, только без суеты и технических настроек.. Утренний солнечный свет, тротуар, я с гитарой напротив концертного зала Олимпия, в котором мне однажды пришлось выступать, и вот я тихо пою песню на французском … Я вижу это, как кадр из фильма. Париж очень кинематографичен сам по себе. Я часто себя ловила там на мысли, что нахожусь в пространстве кино. Думаю, это ощущение составит нам компанию и в этот раз…

Кстати, когда стало известно, что я буду в Париже, я получила и еще одно предложение — принять участие в проекте «Тотальный диктант» , чему я очень рада.  В общем, культурная жизнь нас ждет в этой поездке по полной программе.

_MG_6864

Кстати, а почему Вы именно Женя, а не Евгения?

Это интересный вопрос. Он меня как-то сразу отсылает к теме обретения своего имени, как такового. Что это значит, иметь свое имя в музыке, в искусстве? Во Франции меня, кстати, называют просто ЖеньЯ (смеется). Именно во Франции по сути и началось обретение моего собственного имени, как певицы и автора песен. Только после того, как в моей жизни появились Париж и группа Nouvelle Vague, после того, как я прикоснулась к песням времен новой волны, которые мне предстояло спеть в собственной авторской манере, именно тогда я как будто бы получила право на свое имя.
К слову, во Франции меня спрашивали, не являюсь ли я родственницей режиссера Эрнста Любича, создателя голливудской кинематографической школы 30-40-ых годов. Действительно, есть связь, скорее всего мы являемся родственниками. А почему Женя, а не Евгения?  Просто в сочетании с фамилией, как мне кажется, так лучше звучит.

Начинали Вы как участница французской группы Nouvelle Vague, а почему в итоге решили заниматься сольной карьерой в России?

Я до сих пор считаю себя частью группы Nouvelle Vague, потому что став однажды её участницей, остаешься в этом проекте навсегда. Работая с группой, я получила бесценный опыт, это помогло мне выйти на стартовую прямую моего сольного творчества. Я изначально хотела заниматься своими песнями, и в итоге именно к этому я и пришла.

Трудно ли было работать с ребятами из группы?

Я думала, будет трудно. Но когда я впервые приехала на запись в парижскую студию Nouvelle Vague, Марк Коллин,  продюсер группы предложил мне сесть напротив и спросил: «А что ты сама хотела бы передать через эту песню? Чем для тебя она является?» И это было так удивительно, что кому-то важно мое мнение, что первые минуты я просто молчала. Хотя мне было, что сказать (улыбается). В итоге оказалось, что творить вместе – интересно и легко.

_MG_6984

Женя, Вы активный городской житель, часто принимаете участие в городских социальных акциях, например, в экологическом проекте «Раздельный сбор». Расскажите немного об этом опыте?

Ни для кого не секрет, что свалки мусора «влияют пагубно» на всех и вся. Раньше эта проблема вызывала у меня искреннее негодование. Мне пришла идея начать разделять мусор дома, чтобы не испытывать эти негативные эмоции, и я завела отдельные пакеты для пластика, бумаги, био-отходов. Изначально я относила это все на ту же общую помойку, и хотя в плане глобального решения  проблемы переработки мусора мои действия ничего не поменяли на тот момент, но на душе все же стало спокойнее. Энергия превратилась в действия, и движение пошло… А спустя какое-то время я узнала об организации «Раздельный сбор». И вот у меня появилась возможность не просто сортировать мусор, а относить его туда, откуда он поедет на переработку, а не в лес и не на полигон!

В России идея сортировки двигается медленнее, чем в Европе. Ведь у нас большая страна с большей территорией, и вред, который наносится свалками мусора, пока что мало ощутим. Но на ежемесячные акции «Раздельного сбора», которые проводятся в каждом районе Питера, приходит все большее количество людей. Поэтому, мне кажется, постепенно ситуация будет улучшаться. И я рада, что сейчас все сдвинулось с мертвой точки, и что люди начинают задумываться на эту тему.

И последний вопрос. Чем бы Вы занимались в свой идеальный выходной день?

Я бы написала песню!