великие люди

Вторые великие — кто помогал гениям?

Вторые великие – так мы предлагаем называть тех, о ком сейчас пойдет речь. Тех, благодаря кому мы увидели шедевры мировой живописи, услышали прекрасную музыку и прочитали культовые книги. Все они слепо или же по наитию лучшей интуиции следовали за творцами. При этом были напрочь лишены на этом пути какой-либо личной выгоды.


Свободный автор: Нелли Цымбаленко


Гаагский период, Син

Можно начать с категоричных показателей и Гаагского периода Винсента Ван Гога, когда он не умер только потому, что его подкармливала местная шлюха. Ее звали Христина, сам художник звал ее просто Син. В любой другой раз человек, подобный ей, без разбора попал бы под ожесточенную критику, но когда ты узнаешь такие факты, мир меняется. В своих дневниках художник напишет, что это был один из самых лучших поступков, которые для него когда-то совершали люди.

Просто однажды в Гааге, примерно в мае 1882 года, Ван Гог был на пределе, который разрешился в положительную сторону благодаря Син, принесшей с собой котелок вареной картошки. Помните картину Ван Гога «Едоки картофеля»? Про нее сказали, что от полотна исходит запах крестьянского обеда, простого, но для всех разделенного.

Каждый дом не вправе забывать о законах гостеприимства, быть может, душа должна обладать подобным качеством – находить отзыв для страждущего человека? А здесь, на примере этой женщины, мы видим, что человек, далекий от искусства и вряд ли понимающий страсть художника к творению, понимает другое – самого человека. И его пусть не самые возвышенные, но одни из самых первых потребностей — быть оберегаемым, сытым, здоровым.

ван гог проститутка Графический рисунок Ван Гога “Печаль”, изображающий его подругу Син

Именно тогда Ван Гог заговорил про образ женщины пусть и не красивой, но той, чья красота души перечеркивает любые физические достоинства.

Продолжим рассказ о вечных спутницах. О музах, возлюбленных, сестрах.

Эбютерн Модильяни

Семейная пара, состоящая из великого итальянского художника и странноватой парижанки, говорит все за себя датами смерти: Он – 24 января 1920, Она – 25 января 1920. Когда Модильяни не мог продать свой рисунок, чтобы оплатить проживание, дома его ждала Эбютерн. Когда его не стало, она последовала за ним, не мысля свою жизнь без единственного гения, в которого верила только она.

жена художникаРабота Амадео Модильяни, портрет Жанны Эбютьен

О женщинах, вдохновлявших великих творцов можно говорить бесконечно, но сам факт их беспрекословного присутствия в жизни великого человека воодушевляет и не оставляет сомнения в том, что они действовали из побуждений чистой любви.

Вера Бунина

Супруга всемирно известного писателя была верной спутницей на протяжении всей его жизни. Несмотря на непостоянную жизнь капризного супруга, Вера продолжала оставаться с ним рядом, будучи еще и личным секретарем писателя, способным к расшифровке непонятного почерка нобелевского лауреата. Ее консерватизм в проявлении чувств и рассудительность помогали вести и домашнее хозяйство, и быть достаточно отстраненной, чтобы прощать Бунину очевидные измены.

Изабелла Рембо

Культ Артюра Рембо, который все больше и больше набирает обороты среди радикально мыслящих молодых людей, тоже имел опору и плечо. Не вдаваясь в подробности совершенно невообразимой и полной путешествий и событий жизни Рембо, отметим, что всегда, при любом раскладе, у него была сестра – Изабелла Рембо, искреннее и верно любившая брата. Когда от него откажется мать, общество, все друзья, она так и будет возле своего брата, всегда готовая унять его скорбь. Несмотря на разницу их жизненных взглядов, Изабелла всегда стремилась понять поэта. После его смерти она занялась изданием стихов Рембо, наивно пытаясь отвергать его богохульные сочинения, которые как раз в большей степени привлекают своей дерзостью и порой устрашающей уверенностью автора в неоспоримости своего гения. Именно ей адресовано большинство последних писем Рембо, где он раскрывается, окончательно сбросив с себя покров бунтующего и неприступного поэта. Она была его отрадой, будучи совсем девочкой, она же стала его опорой в зрелом возрасте. Она была той, с кем он прожил последние недели своей жизни.


Можно вспомнить меценатов, спонсировавших музыку, помогавших при этом самим музыкантам хоть как-то держаться на ногах. Это и Надежда фон Мекк, выручавшая Чайковского. Известные меценаты Савва Иванович Мамонтов и Митрофан Петрович Беляев, которые множество средств отправляли на поддержку и развитие музыки.

Вот те самые вторые великие. И их еще великое множество, и большинство других имен будут неизвестны.

Порой люди, лишенные таланта рисовать, петь или снимать кино, обладали талантом куда более мощным и действенным – умением любить и поддерживать тех, чей путь так неясен и осужден в своей несуразности.


Kulick.Magazine — вторые великие всё же великие.