Kulick.Magazine, Ионеско, Мастерская, Носороги

Все смешалось: люди, носороги…

Свободный автор Kulick.Magazine Ирина Петрова о нечеловеческой истории с джазом, песнями и танцами «Носороги» Санкт-Петербургского театра «Мастерская».


Свободный автор: Петрова Ирина

Фотография: Виктория Манко


«Миром правит мелкий бес, он в каждого пролез», — раздается в зале театра на Народной улице. Актеры «Мастерской» Софьи Карабулина и Владимир Карпов с песней и танцем открывают первый акт спектакля «Носороги» под аккомпанемент джазового оркестра. Еще даже не прозвучал третий звонок,  некоторые зрители смущенно добираются до своих мест, а музыка только больше набирает обороты. И как гадалке не ходи — затевается явно что-то грандиозное.

Спектакль «Носороги» поставлен по пьесе французкого драматурга румынского происхождения Эжен Ионеско, признанного классика театрального авангарда XX века. История разворачивается и правда, мягко скажем, необычная. Небольшой городок, где-то во Франции, время определить сложно, так как на одной сцене соседствуют дама в платье из 60-ых и iPad из XXI века. В размеренную жизнь жителей врывает неслыханная дерзость – стада носорогов, которые носятся по улицам, ревут и крушат все на своем пути. Сначала произошедшие лишь невинно обсуждается в кулуарах: откуда взялись носороги, сколько у них рогов – один или все же два, куда писать жалобу и может нам все вообще это привиделось? Потом появляется затоптанная первая жертва —  кошечка домашней хозяйки (кстати, несчастному животному устраивают шикарные похороны). И вся эта комичная кутерьма в какой-то момент обретает еще более странный смысл: начинается процесс «оносороживания» людей. И вот уже десятки рогатых млекопитающих топочут по городу.

Помимо носорогов и споров о логике, в постановке режиссера Александра Кладько есть место для серьезных и важных вещей: любовь, зародившаяся на фоне этой странной катастрофы, доброта, которая, несмотря на массовую истерию, все еще теплиться в некоторых людях, самопожертвование и героизм. И безусловно, эта история об индивидуальности. Главное действующее лицо, нелепый «маленький человек» Берандже, спасающийся от тоски рюмкой-другой коньяка, с бесконечной тоской в глазах (и это видно даже с последних рядов) – единственный выступает против идеи «стать носорогом». Он не видит в них красоты и грации, не видит необходимости в этой «модной тенденции». Один в поле не воин, — скажите вы…У Беранже – другое мнение.

«Носороги» из разряда тех спектаклей, которые надолго остаются в голове. Жанр – трагикомедия, а может, фантастическая драма, или даже триллер с элементами мюзикла. Невероятное эстетическое удовольствие дарить музыкальное сопровождение спектакля! Полноценный джазовый оркестр с трубами, саксофонами, пианино, контрабасом и барабанами. Чечетка и акробатический рок-н-ролл плюс вокальные данные – мне кажется или актеры «Мастерской» могут все? «Носороги» сложно назвать классической постановкой, но и определение «экспериментальный современный театр» тоже не подойдет. Получился самобытный, яркий, ни на что не похожий рассказ вне жанровой классификации.

Так и как же быть – полюбить своего «внутреннего носорога» или нет? Возможно, спектакль подскажет правильный ответ.