Kulick.Magazine, Иван Вырыпаев, Эйфория, Кислород, Танец Дели, Пьяные, Спасение, Валентинов день

«Все, что нам нужно, на самом деле находится рядом» (с) Иван Вырыпаев

Театр и кино по-Вырыпаевски. 


Свободный автор: Елена Козловская


Интеллектуалы всего мира с замиранием сердца следят за работой Ивана Вырыпаева — драматурга, режиссера таких глубоких кинолент как «Кислород», «Эйфория», «Танец Дели», «Спасение» и художественного руководителя московского театра «Практика».

ivan-vyrypaev
Иван Вырыпаев

Будь то спектакль или кинолента, для Ивана Вырыпаева важен сам текст, чтобы он попал в сердца людей и остался в них надолго, а может, и навсегда. Смысл не в том, чтобы дать ответы и вопросы, а натолкнуть на рассуждения о вечном и актуальном вне зависимости от возраста, гендера или политического самоопределения.

Почти всем знаковым фильмам Ивана предшествует спектакль с аналогичным названием и посылом. Вырыпаев невероятно точно и лаконично адаптирует живую материю театра и вписывает в формат кинематографа. Сценический спектакль на экране. Сплетение вечно противоборствующих миров театра и кино. Такой оригинальный симбиоз искусства.

Каждая тема близка автору, но это история не про него. Это про всех нас. Иван не самоопределяет себя с героями своих пьес и ничего не пропагандирует. Это искусство, где каждый зритель направляет курсор своей мысли на уникальный и тревожащий его вопрос, который он не раз задавал сам себе перед сном.

maxresdefault
Эйфория

Создается впечатления диалога с самим собой. А принять и понять себя очень важно. И работы Вырыпаева дают нам такую возможность. Во время просмотра происходит необычайный контакт разума и духа, когда одна идея завладевает всем организмом и существом, а Иван является нашим проводников в этом магическом действии. Наша задача лишь воспринимать импульсы, исходящие со сцены и экрана.

Бог, вера и смерть — основные темы творчества Вырыпаева. В мире где так мало любви и так много боли, мы пытаемся найти себя и счастье. Так и проходит наша жизнь. Пока смотришь Вырыпаева, живешь и полно дышишь, так, что временами кружит голову. Иногда за час или два познаешь себя гораздо глубже, чем за всю жизнь.

Долгоиграющий мир Вырыпаева крепко пускает в твоем сознании свои корни, и тебе уже с этим жить, с этим открывшимся оком. И возникает непреодолимая тяга пересматривать снова и снова, в разные периоды жизни и ситуации.

«Танец Дели», «Кислород» — театральные постановки, перенесенные на экран. С вычурностью текста, эпатажностью актеров и минималистичными декорациями. Несколько частей, как театральные акты, переключают на новый лад и рассказывают знакомую историю иначе, раскрываясь под другим углом. Немного расслабляешься и внутренние барьеры превращаются в руины под действием слова. Текст звучит как музыка.

10142
Кислород

Увидеть культовую пьесу «Танец Дели» вы  сможете в  «Театре юных зрителей имени А.А. Брянцева» в новом осеннем театральном сезоне. Спектакль был номинирован на Российскую Национальную театральную Премию «Золотая маска» — 2014. Семь одноактных пьес повествуют о попытке принять смерть и обрести счастье. Режиссер театра Дмитрий Волкострелов адресует свой спектакль молодым людям от 16 лет.

Радостным событием для любителей творчества Ивана Вырыпаева стал выход в прокат картины «Спасение». Кинолента была по достоинству оценена не только благодарным зрителем, но и членами судейской коллегии 26-ого Открытого российского фестиваля «Кинотавр». Исполнительница главной роли Полина Гришина получила приз за лучшую женскую роль.

В фильме много иностранных актеров, и проект можно по праву назвать межнациональным.В центре картины жизнь одного человека, католической монахини, в окружении разнообразия ландшафтов Тибета.

Salvation_3
Спасение

Эта киноработа очень отличается от предыдущих проектов Ивана: первый диалог начинается лишь с 35-ой минуты, а каждые реплики, по сути, разговор с самим собой. Размеренное развитие сюжета погружает в полнейшее умиротворение. И вдруг понимаешь, что спасение  близко, оно внутри тебя.

Мало кому не захочется посетить Тибет после таких невероятных видов, и той эстетики, которую удалось передать режиссеру.

Еще одна невероятная премьера ждала нас уже на театральном поприще — спектакль «Пьяные». Впервые, 5 мая 2015 года в «Большом Драматическом театре имени Г.А. Товостоногова» текст Вырыпаева нашел выход на такой масштабной сцене для широкого зрителя. А текст требовал этого давно, он вырывается за пределы и находит отклик в сердцах не только кулуарной публики. Комедийность накрывает до боли знакомую философию. Хохочешь и плачешь, а потом уже не понимаешь, от чего слезы — от смеха или сострадания. Такие пьяные, такие живые, как мы, только смелее и правдивее.

184b77c12f4fd8b07e78e552b3cf268b
Спектакль «Пьяные» в БДТ

Первый акт окончен, оборачиваюсь  и вижу обескураженные улыбки и блеск в глазах, какая-то растерянность. И действительно, театральность, визуальность, но такие обыденные проблемы, которые редко услышишь со сцены театра. Да и слух интеллигентной петербургской публики не привык к забористым фразам.

Вычурность, смелость, но именно об этом ты так часто задумываешься, когда остаешься один, неужели не только ты? Оказывается, в сомнениях и поиске нет ничего зазорного, в любви и честности ничего постыдного. Не нужно бояться жить.

А уже 6 мая чувствительный зритель сможет сопереживать героям спектакля «Валентинов день» в «Молодежном театре на Фонтанке» в постановке Алексея Янковского. Пронзительный текст пьесы написан Иваном Вырыпаевым. Это интерпретированное продолжение пьесы Михаила Рощина «Валентин и Валентина», одноименный фильм по которой имел большой успех в 70-ых годах в СССР.

2010-10-16_09-11-24_530166487
Спектакль «Валентинов день» в «Молодежном театре на Фонтанке»

Разлученные в юности герои Валентин и Валентина волею судьбы встречаются спустя много лет и понимают, что любовь к друг другу всегда была в их сердцах. Но Валентин женат и томится от заново вспыхнувшего чувства. Он не может выдержать постоянных сомнений и умирает от сердечного приступа.Две абсолютно разные женщины связала любовь к одному мужчине. Последующие годы они проводят во взаимной ненависти и осознании того, что все-таки нужны друг другу.

Завершение этой невероятной истории можно узнать, посетив спектакль «Валентинов день», который идет еще в нескольких театрах Санкт-Петербурга. Свое видение представляет режиссёр Вадим Сквирский в камерной постановке в «Небольшом Драматическом театре Льва Эренбурга» 12 мая. Зритель ощутит, как многогранна и невероятна любовь, порой гораздо сложнее и глубже, чем мы могли себе представить.