«Увидеть несложно, сложно описать увиденное»

Дмитрий Долинин: «Увидеть несложно, сложно описать увиденное»Автор: Анна Ландграфская

О небе, как о символе надежды и духовного пристанища, шла речь на встрече с легендарным кинооператором, автором собственных фильмов, фотографом, сценаристом, писателем, профессором Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения, заслуженным деятелем искусств России Дмитрием Алексеевичем Долининым. 
В сборник Долинина вошли две повести, объединенные общей темой. По словам автора, он писал сюжеты, как казалось, про любовь, погруженную в чудовищное время. Революция 1917 года и последовавшая за ней гражданская война, наверное, самые трагичные события в российской истории. Миллионы были вынуждены оказаться под чужим небом в результате эмиграции, а для оставшихся оно перестало быть родным.

«В том, что произошла революция, виноваты даже не Ленин и прочие, а правящая верхушка, которые не понимали, что происходит со страной. И главной ошибкой было ввязывание в первую мировую войну, вследствие чего народ стал готов к кардинальным действиям», — отметил писатель. — А от интеллигенции ничего не зависело. Просто большевикам удалось победить в эпоху перемен, которые происходят в мировой истории постоянно».

Свой творческий филологический путь начал Дмитрий Алексеевич с кино, он писал сценарии, это был некий опыт работы со словом. «Я стал делать что-то не киношное, а прозаическое. И так как-то стало все получаться. Но тем не менее писателем себя я не чувствую». На вопрос зала о том, пишет ли он, как художник или как писатель, ответил: «Пишу, как пишется. То, что за спиной кино, оно мне помогает — чувствую конструкцию вещи. Увидеть несложно, сложно описать увиденное».

Что касается кинооператорского искусства, Долинин советует смотреть фильмы Феллини, Ромма, Козинцева, Авербаха, Асановой, Звягинцева, Попогребского для того, чтобы действительно научиться снимать. Но их не показывают на телевидении, в отличие от многочисленных сериалов и жестокости. В советское время было подобное, но «мы не смотрели такое кино» — резюмировал он.

Кстати, короткометражную картину Дмитрия Алексеевича «Никто не придёт назад» тоже нельзя увидеть на экранах телевизора, только в Интернете. А один из его сценариев до сих пор не воплотили в реальность: «Кино – это дорогое удовольствие. Написан сценарий по «Чайке» Антона Павловича Чехова. Но нет продюсеров». Это грустно. А точнее, трагично для истории российской культуры.