sq39m4_sca4

Рецензия на фильм «Ученик»

На этот раз мы посетили в кинотеатре «Факел» одну из самых ожидаемых отечественных кинопремьер года — фильм «Ученик» Кирилла Серебренникова. Готовы поделиться с вами нашими впечатлениями.


Свободный автор: Нури


Все мы когда-то были школьниками, хотя учениками, думается, быть не перестали. Наверняка многие из нас чем-то чрезмерно, а, порой, и страстно увлекались, избегая школьной суеты и экзаменационной нервотрепки. Признаюсь, меня крайне занимали вопросы поступления и возможности их решения хитро выдуманным путем олимпиад. А вас?

В нашумевшей киноленте Кирилла Серебренникова старшеклассник Вениамин Южин (Петр Скворцов) оказался куда оригинальней в выборе внешкольного увлечения. Постоянное цитирование библейских стихов превращает ученика в фанатика, не соглашающегося разобраться в том, насколько Священное Писание применимо к современному укладу жизни. В этой связи ушедший во тьму радикализма старшеклассник вступает в полемику с учительницей биологии (Виктория Исакова), с научной точки зрения пытающейся объяснить школьнику природу человеческого происхождения. Собственно, таким образом вырисовывается картина классического спора религии и науки.

Юношеский максимализм Вени вынуждает его интерпретировать библейские заповеди чересчур прямолинейно, выстраивая перед ним непробиваемую стену от насмешек со стороны одноклассников, уговоров матери, увещеваний школьного попа, христианские познания которого ограничиваются сокращенными брошюрками с призывами избегать еврейский сообществ. Впрочем, это не мешает затравленному однокласснику Грише найти общий язык и возможность сблизиться с Веней.

anc0onxayji

Воссоздание на российской театральной сцене пьесы с немецкими корнями в определенной степени имело успех у искушенного зрителя. Надо сказать, что перенос пьесы на киноэкраны – вызов, или куда рискованней, самая настоящая авантюра, учитывая тот факт, что создание оригинальной пьесы немецкого драматурга Мариуса фон Майенбурга отчасти может быть продиктовано влиянием шаткого политико-религиозного положения в Европе, возникшего со стремлением радикального исламизма объявить мусульманскую догму в качестве общепринятой. Такая идея в России пока не имеет места быть, отсюда образуются некоторые недочеты, связанные с перенесением иностранного текста в отечественный контекст. Все же, весьма однобоко рассматривать кинополотно Серебренникова только в этой связи.

Красивое и сочное сочетание кинематографических подходов с театральной действительностью – давно заявленный апгрейд в режиссуре, блестяще демонстрируемый самым мейнстримовым представителем британского артхауса Питером Гринуэйем. В работах Серебренникова, неоднократного номинанта на премии на российских и зарубежных кинофестивалях («Изображая жертву», 2006, «Измена», 2012), прослеживается схожая тенденция. Ясные очертания прежде сценичной постановки «Ученика» легко вырисовываются в аутентично-театральной игре актеров, но филигранная операторская работа придает ей кинематографическую окраску.

Динамика фильма развивается с его событийностью, нежели с психологическим состоянием главного героя. Иными словами, это не анализ, а, скорее, интерпретация религиозной ортодоксии в конвейере юношеского максимализма. «Ученик» шокирует и пугает, но требует внимания и понимания. Фильм номинирован в рубрике «Особый взгляд» и удостоен Приза Франсуа Шале на Каннском фестивале.


Kulick.Magazine — ваш путеводитель по отечественному кинематографу.