Тонино Гуэрра – мастер масштаба эпохи Возрождения

Тонино Гуэрра – мастер масштаба эпохи Возрождения

Свободный автор: Ирина Петрова

Герой нашего рассказа – уникальный человек.  Рассказать о нем паре слов – задача не простая. Поэт, сценарист, художник, скульптор, философ, любитель жизни. Властелин метафор, он видел поэзию во всем. Безграничный талант дона Гуэрра обрекал самые обыденные вещи вокруг него на лирическое звучание.  «…единственный писатель, дающий услышать шум падающих листьев» — так описывает маэстро Тонино поэт Роберто Роверси. Каким он был, «любимый ребенок Италии»?

Начало его жизни прозаично: родился 16 марта 1920 году в небольшом итальянском городке Сантарканджело-ди-Романья, близ известного курорта Римини, в семье бедных крестьян. Художественные способности открылись у него с юных лет. После окончания школы он подрабатывал в местной газете оформителем. Вскоре его приняли в педагогический Университет, но Вторая Мировая война наглым образом вмешалась в жизнь Тонино. В 1943 году он попал в фашистский концлагерь. Чтобы заглушить невыносимую тоску по Родине, голод и усталость, Тонино сочинял стихи и рассказы, заучивая их на память из-за невозможности их записать.

После освобождения писательство плотно входит в его жизнь. Тонино считал, что совершенно необязательно сочинять большие романы и эпопеи, чтобы в полной мере рассказать историю или показать гамму чувству. Бывает достаточно нескольких предложений. Мастер слова Тонино Гуэрра был повелителем малых жанров литературы: рассказов, эссе, притч, сказок. И, конечно, стихов.

С 1956 года он начинает писать сценарии, и на протяжении жизни создает около ста историй. Кинодеятели не могли обойти талант итальянского гения стороной: у него два «Оскара», восемь «Золотых пальмовых ветвей», звание «Лучший сценарист Европы». О да, Гуэрра был востребованным драматургом! Он работал в тандеме с великими режиссерами ХХ века. Без Тонино мир бы никогда не увидел такие жемчужины мировой киноклассики, как, например, трилогию Микеланджело Антониони «Приключение», «Ночь», «Затмение», «Брак по-итальянски» Витторио де Сика, «Амаркорд», «И корабль плывет», «Джинджер и Фред» Федерико Феллини, «Ностальгия» Андрея Тарковского. В совместной работе с российским мультипликатором Андреем Хржаноским родился фильм «Лев с седой бородой», имевший впоследствии огромной успех у зрителей.

«Я никогда не забуду первый снег своего детства. Снег и стал тем, что привело меня в Россию. Я хотел найти его здесь». Щедрая душа России подарила Тонино много важных для него людей. Он дружил с Сергеем Параджановым (и страстно добивался его освобождения из тюрьмы, из-за чего стал персоной нон-грата в СССР), Георгием Данелия (в своей книге мемуаров «Тостуемый пьет до дна» Данелия очень тепло вспоминает о своем друге Тонино), с Юрием Любимовым (в «Театре на Таганге» к 90-летию писателя был поставлен спектакль «Мед»), с Беллой Ахмадуллиной (именно она перевела стихи маэстро на русский). Большая любовь Тонино тоже была с русской душой. Бывший редактор «Мосфильма» Элеонора Яблочкина стала для своего «Тониночки» сердечным другом, музей и поддержкой, вернула ему вкус и любовь к живописи. С тех пор Тонино не расставался с кистями и красками.

Удивительные мозаики, фонтаны, камины, садовые скульптуры, уличные фонари, солнечные часы  в городке Сантарканджело сделаны удивительным человеком Тонино Гуэрра. Рядом со своим домом он посадил музей-сад с редкими сортами деревьев и увековечил в скульптурах память о близких ему людей. Городские стены он украшал керамическими табличками с философскими изречениями или с посвящениями горожанам — булочнику, сапожнику, парикмахеру…

А дома у него повсюду «летали» бабочки, символ души, полета и любви. Он рисовал из везде: на стенах, стульях, подушках, скатертях.  И кругом много рисунков клоунов и ангелов. Таким он видел мир.

«Воздух. Это такая легкая вещь,
Которая вокруг твоей головы
И которая становится светлее,
Когда ты улыбаешься…»

16 марта 2012 Тонино, в свой 92-ой день рождения, Тонино Гуэрра презентовал биографию «Дом миндаля», а 21 марта его не стало. Он избегал называть «смерть» по имени. «Я просто перехожу из одной комнаты в другую». Незримо великий маэстро все равно с нами: в строчках стихов, в кадрах кинофильмов, в живописных произведениях.