телесная красота

История телесной красоты

Что такое красота? Это один из тех вечных вопросов, на который нет однозначного ответа. То, что считается красивым сегодня, вызвало бы ужас и шок еще сто лет назад. Только за XX век в Европе сменилось несколько эталонов прекрасного, так что говорить о постоянстве этого понятия не приходится. Но попробуем все же разобраться в этом непростом вопросе.


Свободный автор: Евгения Хрисанфова


Конечно, красота может быть разной и относиться к искусству, природе, внутреннему миру, но мы остановимся на одной из ее граней – красоте человеческого тела. Что привлекало людей в разные эпохи? Рассмотрим представления о прекрасном в разных исторических периодах.

В Древней Греции одними из самых важных качеств, присущих красивым предметам, являлись гармония и пропорциональность. Мраморные скульптуры, созданные будто по линейке – это ли не доказательство любви греков к правильным формам? Пифагор, древнегреческий философ и математик, понимал красоту именно так. Тело должно быть симметричным, а все его части – находиться в определенной пропорциональной зависимости друг от друга. Соразмерность зависела от перспективы, движения и того, как зритель воспринимает скульптуру. Кроме того, культ физической силы выражался не только в изобразительном искусстве, но и в постоянно проводимых спортивных соревнованиях.

древнегреческая скульптура

Однако гармония, которая, несомненно, является важной составляющей красоты, – не единственный критерий, использовавшийся для того, чтобы отделить прекрасное от уродливого. Другой значимый компонент этой идеи – душа. Приятные взгляду формы человека дополняются внутренним светом, который нельзя увидеть. Чтобы познать внутреннюю красоту, как считал Платон, необходима философия, то есть интеллектуальный взгляд, проникающий в глубину внешней оболочки.

Средние века уже не так заинтересованы телесной привлекательностью, на первый план выступает красота духовная. Поэтому симметрия и правильность черт перестали иметь такое большое значение. Тем не менее, пропорциональность никуда не исчезла, а лишь изменила свои критерии. Ведь мир, созданный Богом, красив, гармоничен и имеет свой порядок и меру.

2

Средневековая христианская скромность и моральные нормы отступали в поэзии вагантов и в рыцарских романах, воспевающих куртуазную любовь. Прекрасная Дама, завладевшая душой и сердцем несчастного возлюбленного, становилась еще красивее из-за своей недосягаемости. Но постепенно она из земной женщины становится существом, подобным ангелу, а ее прелесть наполняется божественным светом. Эталоном считалась бледная кожа и тонкая талия, правильные черты лица.

Эпоха Возрождения привносит больше реалистичности в изображение человеческого тела. Земные наслаждения уже не так порицаются обществом, и плоть становится объемнее. При этом не ко всем частям тела относятся с одинаковым вниманием. «Верх» возвышается над «низом» и в прямом, и в переносном смысле. В XVI веке одежда подчеркивает бюст, но полностью скрывает естественные очертания бедер и ноги. Лицо и грудь считались привлекательными, ведь они более открыты, ближе расположены к солнцу и небу. Также красивыми признавались тонкая талия, изящные пальцы, белая как снег кожа.

эпоха возрождения

С мужской красотой все не так однозначно, ведь красота – атрибут женщины. В мужчинах, как венцах Творения, восхвалялись воинственность, властность, твердость, зрелость. В соответствии с этими представлениями изображалось и тело – сильное, выносливое, иногда грубое. Гордость и могущество особенно ощущаются в портретах аристократии. По сравнению со Средневековьем, где идеалом считались рыцарская честь, доблесть смелость и сила, в сочетании с аристократической бледностью кожи, мужская красота Возрождения стала еще более воинственной. Но на некоторых портретах той эпохи мы все-таки можем увидеть юношей, которых никак нельзя назвать грубыми или властными.

мужская красота

В XVII веке красота становится более рациональной и приземленной, все больше отдаляется от мистики и божественного наполнения. Культ разума проявился и в том, что корректировать внешность перестало быть зазорным занятием. Женская фигура еще больше искажается платьями с пышными юбками, ставшими еще обширнее, и жестким корсетом, утягивающим талию. Но теперь «верх» уже не ассоциируется с небесами, в противовес постыдному «низу». Лицо предпочитают потому, что оно посредством мимики и выражением глаз отражает человеческую душу. Очарование и ум, то есть качества личности человека, делают его красивым.

Мужская красота по-прежнему не является главным, однако и здесь представления об идеале меняются. Вместо воинственности и силы стали цениться благородная осанка, утонченность, стройный силуэт, что также было и критериями для оценки красоты женщины. Элегантность стала эталоном для обоих полов и являлась отражением социального статуса.

внимание чувствам

В XVIII веке, еще в эпоху Просвещения, вера в исключительную способность разума познать мир была поколеблена. Люди начали уделять внимание чувствам. Все больше признавалось, что красота – в глазах смотрящего: она познается субъектом, то есть зависит от его восприятия. Хотя вера в существование идеала сохранилось, определения прекрасного стали более разнообразны. Ценятся индивидуальность, особенные черты человеческой внешности.

Тем не менее, научный подход к красоте не исчез. Наоборот, развивались учения о внутреннем строении тела, особую роль стал играть скелет. Более широкие кости таза у женщин объяснялись их главной обязанностью – рождением детей. Теперь существование женской красоты объяснялось не тем, что ей нужно услаждать взгляд мужчины, а необходимостью привлечь его для продолжения рода. Внимание к функциональности тела привело к тому, что тугие и жесткие корсеты признали вредными для организма. Конечно, от них не отказались, но постепенно стали заменять более простыми и легкими версиями. Хотя в платьях фигура по-прежнему не просматривается за обилием ткани и драпировок.

романтизм

Следующая эпоха романтизма – это время меланхолической красоты. Ценится внутренний мир, который придает внешнему виду одухотворенность и прелесть. Особое внимание уделяется глазам: глубокий, задумчивый взгляд передает все волнения души. Подчеркнуть черты лица, придать взору очарование можно было с помощью макияжа, который прочно вошел в употребление. Развитие свободного общества выразилось в том, что теперь каждый был волен менять свою внешность по собственному усмотрению.

Новой характеристикой женского тела становится изгиб спины. Идеальная фигура напоминает песочные часы или ромб: объемный бюст, тонкая талия и пышные бедра, кажущиеся еще более широкими из-за каркаса юбки. Люди постепенно осознают пользу физических упражнений, в моду входит ловкость и гибкость. Эталонами красоты были активные, уверенные в себе жительницы больших городов.

эпоха романтизма

Мужчины уделяют внимание сильному торсу, утягиваемому поясом, акцентируются широкие плечи. Грудная клетка возвышается над нижней частью туловища, что также символизирует здоровье, способность дышать полной грудью. Однако, в общем, образ мужчин смягчается, становится более утонченным и элегантным. Мужская красота приобретает некоторые традиционно женские черты. При этом изящное лицо и бледная кожа сочетаются с физической силой и занятиями спортом.

мужская красота романтизма

С конца XIX века, когда платья стали больше облегать фигуру, диеты и упражнения стали еще больше распространяться. Искусственная красота завоевала первое место с активным развитием косметической промышленности. В целом работа над собой в погоне за эстетическим идеалом стало массовым явлением. А в 1910-х годах уже появляется пластическая хирургия.

20-е годы, получившие определение «ревущие», стали переломной эпохой в женском облике. Короткая стрижка, загар, мальчишеская фигура, то есть худоба, высокий рост и длинные ноги, не были сразу приняты традиционным обществом как признаки красоты. Но постепенно новая мода взяла верх и получила массовое распространение.

Зарождающаяся в то время «фабрика звезд» завладела общественным вниманием и стала значительно влиять на представления людей о прекрасном. Голливудские красавицы 20-х и 30-х годов стали предметами восхищения и примерами для подражания. Они были одновременно недоступными, обладающими особым магнетизмом идолами и женщинами «из народа», добившимися успеха упорными тренировками и диетами. Это давало надежду любой девушке, которая, как считалось, с помощью силы воли могла стать такой же красавицей. Появилось понятие ухоженности. Человек стал верить в то, что с помощью усилий и дисциплины можно изменить тело и довести его до совершенства.

голливуд

В 50-60-е годы красота стала частью культуры потребления. Женственность и чувственность, выражающаяся в пухлых губах и округлых формах, сочетались с большей свободой самовыражения, новой ролью женщины-субъекта, за которую боролись феминистки. Глянцевые журналы издавались массовыми тиражами, продавая средства по уходу за собой и создавая в общественном сознании определенные образы. Модели и их фигуры сильно повлияли на представления об идеале.

Постепенно в обществе назревают тенденции к андрогинности, смешении традиционно женских и мужских характеристик внешности. 1980-е годы стали ярким тому примером: широкими плечами и развитыми мышцами теперь хвастают и представительницы «слабого пола». Позднее появился и тип стройного мужчины, не отягощенного горой мышц. Конечно, полного слияния принципов красоты двух полов не произошло, однако появилось множество альтернативных типов привлекательной внешности. Кроме того, прекрасным теперь признается не только женское тело: понятие красоты уже не относится к одному полу, не ассоциируется со слабостью и подчиненным положением. Средства по уходу стали доступны практически каждому, поэтому хорошая внешность – это не дар природы, а акт воли, результат действий (или бездействия) самого индивида.

андрогиния

Итак, можно сказать, что желание быть красивым захватило современный мир. С одной стороны, образы кинозвезд и моделей культивируют стремление к идеальному телу – спортивному и стройному. Сама культура потребления, отвечающая на спрос и одновременно создающая его, способствует распространению искусственной красоты. Фотографии в социальных сетях показывают нам множество очень похожих друг на друга «идеальных» людей, которые сделали себя сами.

Однако, с другой стороны, красота оказывается более многообразной. Среди тех же актеров и моделей встречаются разные типажи, которые имеют свои особенности внешности, но по-прежнему нравятся людям. Индивидуальность, гармоничность целого образа и харизма играют важную роль в определении современной привлекательности. Все больше убеждаешься в том, что не существует «идеальной» красоты. Есть лишь личные предпочтения, дающие возможность проявиться разнообразию.


Kulick.Magazine — журнал про культуру и искусство.