Театральные пространства

Театральное пространство

Может ли выступление артистов вне стен здания театра считаться театральным представлением? Может! Рассказываем про театральные пространства в Москве и в Петербурге.


Свободный автор: Софья Карпова


Понятие театрального пространства необычайно обширно. Многие культурологи на протяжении долгого времени занимаются изучением этого вопроса. На сегодняшний день сложилось несколько подходов к пониманию данного определения.

В наше время границы театрального пространства очень подвижны. В широком смысле театральное пространства можно понимать как пространства, на которых реализует себя театральное искусство. На сегодняшний день сформировалось множество площадок, где театр существует не только в привычных стенах здания, он выходит за их пределы. Спектакли проводят в фойе театра, они превращаются в тематическую экскурсию, как в музее-театре М.А. Булгакова, растворяются по бескрайним улицам города на полюбившемся многим фестивале «Яркие люди», который объединяет актеров, музыкантов, циркачей и, конечно, зрителей. Современный спектакль осмеливаются провести даже на вокзале, как это сделал петербургский театр им. Ленсовета, показав на Ленинградском вокзале фрагменты из спектакля «Кабаре Брехт» в марте 2016 года. Именно поэтому театральное пространство можно понимать как разнообразие форм, в которых раскрывается театральное искусство.

К.И. Возгривцева в своей книге «Театральное пространство: культурологический аспект» дает следующее определение: «Театральное пространство – подвижная структура, в которой осуществляется появление и взаимодействие элементов театральной культуры». С этим определением невозможно не согласиться, ведь театр – это среда раздробленная, не имеющая строгой системы, но определенно несущая некий культурный код. Отсюда вытекает более узкое понимание: театральное пространство – один из родоначальников культурной составляющей человека.

Театр – пространство, возникающее в результате диалога артиста и зрителя. Недаром диалоговость считается самой главной составляющей театрального пространства. Без контакта и взаимодействия артиста и зрителя не будет существовать театра. Столкновение двух энергий, их взаимное проникновение – это и есть главное назначение театрального искусства, заключенного в определенном пространстве.

Так что же объединяет широкое и узкое понимание театрального пространства? Определенно то, что в каких бы формах, на каких бы площадках не реализовывал себя театр, через искусство он несет в себе единство культурных ценностей. В театре артист путем погружения в образ ведет зрителя по тайным дорогам, которые обращают каждого к себе, открывают эстетическое наслаждение. Так почему бы не подарить такому искусству жизнь на совершенно разных пространствах большого города?


Kulick.Magazine —  журнал про культуру и искусство.