TAQWACORE: миф или реальность?

TAQWACORE: миф или реальность?
Свободный автор: Светлана Зубович

По утрам они совершают Фаджр, а вечером в окружении слэмящихся девушек в мусульманских платках дают концерты. Нет, это не сценарий артхаусного фильма, это жизнь ребят северо-востока США, восточных иммигрантов, которых объединил «Таквакор». Узнать о взаимосвязи между исламом, арабской культурой и панк-роком можно было посетив культурный центр «Лендок», на площадке которого 30-31 мая прошёл кинофестиваль, посвящённый панк-культуре «Панк вокруг света».

«Таквакор», пожалуй, один из самых неоднозначных фильмов фестиваля. И дело не только в том, что сам термин придуман и взят из книги Майкла Найта, написанной в 2004 году. Герои фильма заняты поиском своей культурной идентичности, в том числе, посредством музыки и текстов-манифестов своих песен, при этом Коран налагает харам на пение, и тем более, на использование музыкальных инструментов, если только это не ад-дафф. Казалось бы, это изначально провальный замысел объединить ислам и андеграундную культуру, и сам Найт, создавая такую литературную компиляцию даже подумать не мог, что кто-то это воспримет всерьёз. Но книга о богобоязненных панках настолько впечатлила молодых людей из мусульманской диаспоры в США, что фактически по ее мотивам возникло несколько рок-групп, состоявших из пакистанцев или арабов — мусульман по вероисповеданию. Вот тогда-то и было принято решение собраться всем вместе и устроить трип по городам Америки, чтобы доказать всем — каждый может управлять своей религией и быть сам себе имамом, что музыка и духовность имеют общие истоки. Условно фильм можно разделить на две части: первая – это путешествие по Америке и вторая – по Пакистану. Вообще, по словам самого Найта, в войне цивилизаций, таквакорщики не поддерживают ни одну из сторон, и даже больше – они намерены показать всем средний палец. Арендовав автобус, и, прикрепив на него логотип I ♥ Allah на манер глейзеровского, музыканты отправились по трассе I-90, совершая свой собственный джихад. Но даже толерантная Америка не была готова к такому, поэтому многие концерты таквакорщиков были сорваны в последний момент. Однако им удалось частично выступить на конференции Североамериканского исламского общества, где они наделали много шума. Обескураженные девушки в национальной одежде сначала были в шоке от песен женской группы «Secret Trial Five», но затем, шок сменился интересом, и к тому времени, как охрана начала сгонять музыкантов со сцены, некоторые зрители уже аплодировали.

Вторая часть фильма сконцентрирована на идейном вдохновителе Таквакора – Майкле Найте. Именно в ней показаны его личные переживания, и отчасти объясняется, почему он решил написать книгу. Посетив храмы и мечети в Лахоре и Мултане, он всё больше убеждается, что находится на правильном пути, и таквакор – это уже не только плод его литературной фантазии, но и часть жизни, поэтому было решено сыграть несколько концертов. Для жителей Пакистана, где фолк является прерогативой бедных, а рок – богатых, концерты таквакорщиков вызвали неоднозначную реакцию, так, в Исламабаде, большая часть зрителей покинула концерт. И план сделать музыку «для всех» отчасти был провален, а музыканты, уставшие от бесконечных фиаско, уже, казалось, опустили руки. В ход пошли гашиш и алкоголь, и если бы не упорство Найта, то, возможно, таквакор так бы и не получил реального воплощения. В последний момент удалось провести концерт на крыше одного из отелей, на который пришло большое количество людей. Зрители, впервые присутствовавшие на подобном мероприятии, высоко оценили музыкальную составляющую и текстовое наполнение. Пожалуй, впервые за долгое время, Найт ощутил настоящую энергию между музыкантами, тем, что он делал, и зрителями.

Как бы то ни было, таквакор стал частью панк-культуры. Выросший из придуманной реальности, он обрел вполне материальное воплощение. В действительности он не ставит своей целью проповедь ислама, скорее этот стиль акцентирует внимание на стёбе над исламофобией, когда всех выходцев из исламского мира считают террористами. В то же время группы пытаются синтезировать новый, необычный культурный объект, способный стать новым универсальным кодом протеста против авторитетов, где под авторитетами подразумевается не только исламское духовенство, но и идеалы американского общества, в котором возник таквакор.