супергерои

Супергерои: тогда и сейчас

Сейчас каждый второй читал или хотя бы видел комиксы. Супергерои плотно вошли в нашу жизнь, а о Бэтмэне и Супермэне знают даже бабушки. А как все начиналось и для чего? Рассказываем все в подробностях.


Свободный автор: Даяна Гедерим


Возникновение и трансформация образа супергероя в американской культуре

Каждое поколение выбирает для себя некий идеальный образ, на который ссылается, как на образец этики, морали, принципов и социального поведения. В последние годы одним из таких образов стали супергерои: Супермэн, Бэтмэн, Человек-паук и многие другие известные персонажи комиксной культуры XX века.

Определений понятия «комикс» существует множество, но все они сходятся на идее, что комикс – это жанр визуальной культуры, представляющий собой серию изображений, в которой рассказывается какая-либо история. Комикс – единство повествования и визуального действия, а также последовательные изображения, рассказы в картинках.

Родоначальниками комиксов специалисты называют нескольких выдающихся деятелей искусства: английского графика и живописца XVIII века Уильяма Хогарта и немецкого поэта и графика Вильгельма Буша, которые облекли повествование в рисунок. Истории о приключениях Макса и Морица, созданные Бушем в середине XIX века, популярны и сегодня. Первым образцом настоящей графической прозы считается серия о приключениях доктора Синтаксиса — «Путешествие доктора Синтаксиса в поисках живописного» — английского карикатуриста и живописца XVIII в. Томаса Роулендсона.

США активно подхватили жанр, и в 1892 году свет увидел первый американский комикс «Медвежата и тигр», напечатанный в газете Sunday New York World. Первоначально комиксы в карикатурной комичной форме оценивали действительность, от того и получили свое название. В 1920-е годы комикс потерял свою комичную направленность, обрел приключенческий характер и получил систему поджанров, в которую входят боевики, детективы, ужасы, научная фантастика, истории.

В отличие от классического литературного текста комиксы обладают существенным преимуществом. Они привлекают не только читательскую аудиторию, но и любителей визуального искусства. Таким образом, комиксы формируются на стыке литературы, изобразительного искусства и технического оформления (качества бумаги, плотность цвета, формат). И что интересно, на сегодняшнем этапе развития американской визуальной культуры истории о супергероях пронизывают все её направления.

Стоит отметить, что в США отмечается Национальный день комиксов 25 сентября. В этот день магазины комиксов призывают не выбрасывать купленные издания, потому что даже самая простенькая книжка через несколько лет может стать раритетом и украсить любую солидную коллекцию. Еще один день, посвященный комиксам — в первую субботу мая проходит День бесплатных комиксов. Другими словами, это — коммерческая акция, призванная привлекать новых почитателей комиксов. То есть комикс для американской культуры — национальная ценность, которую поддерживают и развивают на государственном уровне.

Возможно, мы бы до сих пор не отдавали должного внимания комиксу, если бы кинематограф не напоминал нам о данном жанре чуть ли не каждым высокобюджетным фильмом. Таким образом, этот вид графической литературы является настолько популярным,что это позволило ему стать самостоятельным направлением современной культуры.

Сегодня американская культура активно пересаживает своих комиксных героев в общемировую культуру, потому не случайно герои с суперспособностями спасают мир от фантастических существ, катаклизмов, инопланетных вторжений. Все эти герои активно входят в нашу жизнь посредством кино (серия фильмов «Бэтмен: Начало» 2005 г., «Тёмный рыцарь» 2008 г., «Темный рыцарь: Возрождение легенды» 2012 г.), тем самым подогревается интерес к самим комиксам. Модным становится создавать комиксы на основе новых популярных фильмов или сериалов. Эта же идея проникает и в литературу, где классический роман может стать объектом адаптации, тут вспоминается комиксы «Война и мир», «Граф Монте-Кристо», «Питер Пэн» и другие.

Показательно, что супергерой для Америки является самым ярким представлением такого явления как «американский герой». Мы не говорим о русском герое или французском, английском, немецком, китайском герое, так как в культуре подобные понятия не вырабатывались. В американской же культурной традиции образ американского героя возник с зарождения американской культуры. Американцы наивно полагают, что весь мир спасет супергерой, и мы уже привыкли к романтической идее о том, что мы можем быть просто наблюдателями ярких битв и сражений, что всегда должен появиться кто-то со сверхспособностями, который как бы работает на должности спасителя мира. Супермэн, Бэтмэн, Человек-паук, Железный человек, Люди Икс и т.д. – все эти герои предстают перед нами сегодня спасителями аж(!) всего человечества. Не одно поколение американских подростков выросло на этой идее. Именно классический тип, даже архетип, американского героя тиражирует комикс.

Идея проста — кто-то поднимается из низов социума до всеобщего внимания, признания и всеобщей необходимости или богач устает от разврата и встает на путь истинный. При всей своей карикатурности и типичности, данный герой не так уж и прост. Прототипом американского героя явился образ так называемого «американского Адама», заимствованный из библейского мифа и олицетворяющий человека, стоящего на пороге нового знания и открытий. Еще в американском фольклоре этот персонаж спасал мир. Первоначально он именовался «героем фронтира», когда фронтиром называлась та граница, которая отделяла коренных американских индейцев от завоевателей. Завоеватель прибывал в дикую местность, чтобы навести в ней порядок.

В середине XIX в. американский герой приобретает новые черты. После речи одного из самых авторитетных американских философов Р. У. Эмерсона «Американский Ученый» 1837 г. в американской культуре возникает идея, что спасти мир от катастроф и разрушений сможет только герой-ученый. Таким образом, сложившийся образ американского героя обогатился за счет науки. Вместе с идеями ученого-спасителя образ американского героя обогатился концепцией Фридриха Ницше о сверхчеловеке. И вот такой гибридный американский герой возник во всей культуре, наиболее ярко воплотился в литературе и комиксной культуре XX в., определив развитие данного направления в искусстве. В первые годы своего существования (1938-1940) супергерои, такие как Супермэн и Бэтмэн, большей частью являются «социальными мстителями».

Как результат Великой Депрессии и её несправедливости, эти «рыцари в плащах» борются за права обычного человека: препятствуют ограблениям, выявляют коррумпированных политиков, предотвращают жульничество, и т. д. Они принесли долгожданное исцеление от ежедневных проблем того времени. Ещё во время политики изоляционизма США во время Второй мировой войны американские супергерои уже выступали против сил нацистских стран. На обложке первого выпуска комикса «Капитан Америка» в марте 1941 года изображен Капитан, сокрушающий Гитлера ударом в челюсть. Позже, когда Америка вступила во Вторую мировую войну, все супергерои последуют примеру Стива Роджерса.

Супергероические комиксы составляли 1/3 всей литературы, отправляемой американским солдатам в те годы. Внутри страны такие герои как Супермэн продвигали идею укрепления национального единства. «Также как и любой американец, супергерой жертвовал своей свободой чтобы поддержать национальную военную кампанию». В послевоенные годы и вплоть до конца 1950-х супергерои вместо борьбы со «всемирным злом» и линчевания порока стали «общественными людьми»: они стали ставить общественное мнение выше своего, укрепляли гендерные роли и поддерживали свой нынешний статус-кво.

Супермэн, самый сильный «социальный мститель», стал маркером нормальности: его самый большой подвиг на тот момент стали серьезные отношениея с Лоис Лейн. Параноидальный мир 50-х не продлился вечно. И в следующем десятилетии супергерои вновь нашли себя на передовой в связи с изменениями в обществе. В 60-е годы движение за гражданские права совпало с началом массового движения социального протеста. Молодежь была склонна отрицать ценности общества потребления, она выступала за большую простоту жизни, свободной от условностей и лицемерия.

Борьба за реформу университетского образования быстро переросла в движение против вьетнамской войны. Вьетнамская война была первой, показанной по телевидению. Каждый день американцы видели сцены насилия и кровь. Молодежь с ее обостренным чувством справедливости стала крупнейшим противником этой войны. Такая проблема как Карибский кризис в октябре 1962 года поставили ядерное оружие на первое место в списке существующих на тот момент угроз. Такие персонажи Marvel Comics как Флэш, Человек-паук и Фантастическая четверка показывали не только свое радиоактивное естество, но и их изложение бунтующей молодежной культуры, пока DC Сomics продолжал публиковать консервативные истории конца 50-х годов.

Социальные проблемы и спорные вопросы 60-х влились в мир 70-х и переплелись с изменениями времени и более активной молодежной культурой. Это создало декаду пессимизма и изменений общества (1970-1979 гг.). Впервые в комиксах стали затрагиваться неприглядные стороны социума. Началось это с приключений невероятного Человека-паука, где иллюстрировалось принятие наркотических веществ и эксперименты с медицинскими препаратами (и их последствия). Зеленый Фонарь, оплот консерватизма, столкнулся с проблемами расизма и коррупции, осознавая, что преступление — более сложный процесс, а мир не делится на белое и черное. «Как ты можешь работать на людей с голубой кожей… и как ты можешь помогать кому-либо с оранжевой кожей… и делать значительные вещи для тех, у кого фиолетовая кожа! Есть только один цвет, с которым можно считаться — Черный!».

В то же самое время Капитан Америка идет против правительства своей страны. Связано это было с Уотергейтским скандалом Ричарда Никсона. 1980-1990 — эра «Возвращения Темного Рыцаря» и Хранителей (супергерои апокалиптического характера, призванные сохранить мир), свидетельствующая о еще одном изменении в обществе и комиксах — возвращение к жесткому консерватизму. Отношения между правительствами двух крупнейших стран: СССР и США — стали камнем преткновения и самыми обсуждаемыми новостями в обществе, особенно во время правления Рейгана. Супергерои стали жестокими неусыпными стражами.

Истории Бэтмэна, Росомахи, Сорвиголовы о том, как они перестали доверять правительству и начали воспринимать общество не больше чем как сточную канаву криминала. Индивидуализм победил все остальное. Во время распада Советского Союза, с 1991 года, супергероические комиксы прошли сквозь фазу испытаний, ошибок и падений. Не представляя точно как существовать без их «суперзлодея», Marvel и DC экспериментировали с различными способами удержать лидерство. Супермэн был убит, Питера Паркера заменил его клон Бэн Райли, а Бэйн (злодей, главный антагонист Бетмэна) сломал хребет Бэтмэну. Крупнейшие компании по выпуску комиксов даже объединили свои силы и выпустили лимитированную серию, чтобы попробовать привлечь покупателей. Ничего не сработало и вскоре все вернулось на круги своя.

Данный жанр привлекал только школьников и гиков («ботаников»). И после либеральных и консервативных фаз предыдущих 40 лет, ответами без вопросов и вседозволенностью молодежи, Америка вступила в 21 век потерянная и разрозненная. 11 сентября 2001 года изменил все для США. Страх и неуверенность определили социальное окружение для многих, в том числе и для супергероев. Многие важные выпуски, как серия «Гражданская война», «Распад мстителей» и «Секретное вторжение» стали той самой ответной реакцией, где показано, что даже в идеальном мире, где живут супергерои могут происходить неподконтрольные никому трагедии. Что же говорить о мире, где живут обычные люди.

Комиксы DC «Финальный кризис» сделали следующий шаг и решили ответить на вопрос «Что будет, если плохие парни действительно победят?». Привыкшие к блестящим победам, супергерои сталкиваются лицом к лицу с жестокой реальностью, где они проигравшие. Это в своем роде рефлексия всего американского народа об их уязвимости и возможности больше не быть «лучшими из лучших». В то же время в кинематографе происходят диаметрально противоположные события. Фильмы, выпускающиеся с завидным постоянством, каждый раз показывают нам победу добра над злом, хороших парней над плохими организациями: «Человек-паук» 2002 г., «Люди Икс 2» 2003 г., «Фантастическая четверка» 2005 г.

В современном мире супергерои полноправно властвуют в обществе. Указывая с экранов телевизора, рекламы, модных подиумов — отовсюду, что нам делать, как мыслить и уже навязывая нормы поведения. Общечеловеческие ценности свелись к характеристикам: храбрый как Супермэн честный как Кларк Кент, суровый как Бэтмэн и стильный как Брюс Уэйн, решительный как Железный человек и умный как Тони Старк. Это превращается в определенный «супер-вирус», которым заражается человечество. Уже не супергерои подстраиваются под общество, а общество стремится вписаться в правильную картинку. Таким образом, для американской культуры супергерой является воплощением национального архетипа, который американскому читателю понятен, близок и выступает основным символом для идентификации со своей культурой. С другой стороны, опора на героя с суперспособностями дает читателю возможность для бегства от реальности, когда в ней теряется смысл.


Давайте станем опорой себе и не будем бежать от реальности. Она страшная, но классная. Kulick.Magazine — журнал про культуру и искусство.