Судьба пианистки

1Автор статьи: Андрей Поспелов

Роман «Пианистка»,написанный австрийской писательницы Эльфриды Елинек имел сенсационный успех в Европе. Жесткий, психологический роман о судьбе пианистки Эрики Кохут был востребован и в США. В 2004 году Елинек получила за эту книгу Нобелевскую премию по литературе. А экранизация «Пианистки» ,которую срежиссировал Михаэль Ханеке, получила Гран-При на Каннском фестивале 2001 года.

Современность помешана на патологиях. В особенности на патологиях сексуального характера. И если название «Пианистка» наталкивает на что-то возвышенное, то в реалиях романа это оборачивается лишь натуралистичным подходом к осмыслению своего низменного эгоистичного Я, которое заключено словно в клетку, точнее в футляр под музыкальный инструмент. Вариативность этой клетки можно проследить как на всем возрастном пути Эрики Кохут, той самой пианистки,где ее личностные переживания никем не понимались, так и в намеренных разделениях романа на будничное отношение с матерью, на флешбек к детству, чтобы показать ее отчуждение от всего мирского,и на иллюзорное будущее с ее учеником Виктором Клеммером. Будущее возможно лишь в том случае,если она наденет одно из многочисленных платьев, которые томятся в одиночестве в ее шкафу,если она наконец возьмется за сольную партию, оставив мать в доме престарелых, а не потакая ей. Эти путы, которым она легко поддается, эта бесцветная нерешительность, которая ей из раза в раз овладевает не дает ей ни разу на протяжении романа сказать то, чего она желает. Она может лишь молчаливо терпеть насмешки не только судьбы, но и окружения. И даже написав свои желания в письменном виде, Кохут-младшая в ответ слышит лишь смех.

Эрика безвольно преломляется в других героях, словно Раскольников, тем самым помогает раскрыться как себе, так и им. Всего на трех героях держится пласт романа. На трех героях, которые символизируют собой современное общество в различных пассажах. И один борется с другим, сменяя друг друга в этой вечной круговерти власти и стремлений. Отрицание сущности, объединение перед нависшей угрозой, трансформация героев и их ролей и вытеснение личности героя по отношению к герою, так и вытеснение читательского начала, если не принимаешь то, что творится на страницах книги, если в тебе это вызывает недоверие или отчуждение, то она будет невероятно трудно читаться, а в конце концов и вовсе останется непонятой вся прямолинейность и боль, которая обрушивается на читателя, словно вожделеющее семя.

Пытаясь показать каков читатель, замарав в его же грязи. Книга в этом похоже на Берджессовский «Заводной апельсин», только она более нонконформистская в своем стремлении. Можно провести параллель как с «Контрабасом», так и с «Парфюмером» Зюскинда. В первом случае можно отметить схожую тему одиночества и искусства, где музыкальный инструмент служил предметом ненависти, а искусство лишь усиливает одиночество, хотя в случае с фройляин Кохут пианино помогала ей прятаться от внешнего, чуждого ей мирка обывателей.

Так и с «Парфюмером», где грязь — неотъемлемый спутник исключительного, где все выставляется через призму увелечения любви к самому себе. Но один современный писатель не акцентирует внимание на убогости как внутреннего,так и внешнего миров. Это Алексей Иванов, в текстах которого есть еще надежда на человека-личность. На человека,который может потягаться с действительностью. У Елинек такого нет-серость толпы проглатывает, мерно идущею домой, пианистку.