Kulick.Magazine, спектакль, Клоп, театр Эстрады

Страсти по Маяковскому, или премьера спектакля «Клоп»

Фрау Кронек побывала на премьере спектакля «Клоп» в Театре Эстрады им. Аркадия Райкина и расскажет, как там дела, в мире Маяковского? 


Свободный автор: Фрау Кронек

Фотография: из официальной группы спектакля


«Клоп» — пьеса самого «красного» поэта, в широких штанинах которого горделиво ждет своего часа паспорт гражданина Советского союза.  Вышеозначенными культурно-литературными стереотипами имеем ввиду, разумеется, товарища Владимира Маяковского.

Впервые пьесу ставили еще при жизни поэта в Государственном театре имени Мейерхольда. Шел 1929 год, и над «Клопом» корпели такие деятели искусства, как Дмитрий Шостакович, Александр Родченко и сам Всеволод Мейерхольд. По поводу своего произведения поэт писал следующее: «…моя комедия — публицистическая, проблемная, тенденциозная. Проблема — разоблачения сегодняшнего мещанства».

Krmswdan-Zc

Сегодня на сцене Театра эстрады им. Аркадия Райкина с «Клопом» экспериментирует молодой, смелый и, безусловно, талантливый  режиссер  Илья Мощицкий. По Маяковскому «Клоп» — это феерическая комедия, и в варианте Театра Эстрады эти классические жанровые составляющие присутствуют: и смешно и феерично.  Однако «Клоп» у Мощицкого – это нечто сложное и многоуровневое.  Режиссер жанр своей постановки однозначно не определяет, балансируя на грани между комедией, драмой, фрик-шоу и буффонадой. Постановка одновременно далека и близка к исходнику. И если текст Маяковского, за редким исключением, отыгран по оригиналу, то сценография создает эффект временного вакуума. То есть, несмотря на характерно оформленную текстовую составляющую спектакля, неискушенный в истории и литературе обыватель может с легкостью изъять происходящее на сцене из контекста социалистической утопии. А такой контекст есть. Точнее, был в ранних режиссерских прочтениях пьесы (что, конечно, нисколько не умаляет большой талант того же Мейерхольда). К счастью, современная театральная режиссура не столь идеологически скована, как в далеком 1929-м. Кажется, Илье Мощицкому тесно во временных рамках, четко указанных в пьесе, и он с легкостью между ними лавирует. В то же время, несмотря на современные предметы быта и роскоши, НЭПовского на сцене бесконечно много, в первом акте – практически всё.

SnSHJ4iK07w

На этом новаторство режиссера не заканчивается. Пьеса Маяковского главной идеей имеет осуждение и порицание прелестей мещанского быта, которые многократно приумножались и, в целом, очень славно прижились в эпоху НЭПа. Для Мощицкого же, «Клоп» — это в первую очередь рассказ о свободе, несмотря на то, что по мнению режиссера «эра мещанства» продолжается и сейчас.

«Клоп» Маяковского сам по себе не является произведением классического, консервативного жанра. Бурлеск и абсурд изначально зернятся в сюжете. Пьеса просится не быть обыкновенной, в ней — огромной силы разрушающий взрыв. Тем более сегодня, когда никто уже не опасается выставить партию и ценности «рабочего класса» пестрым и стихийным клубком нравов, людей и событий.

Действие пьесы происходит в двух реальностях, каждая из которых представлена театральным актом.  Так, феерия первого акта точно уравновешена спокойствием второго. Блестки и неоновые цвета меняются на монохром. Разнузданная, первобытная вакханалия ярких красок и гротескных образов превращается в тягучее, вышколенное и уравновешенное действо. Яркие и сугубо индивидуальные образы на глазах «выцветают» и лишаются какой бы то ни было самобытности.

WhI6RRTboec

Пьер Скрипкин (Кирилл Петров), некогда звавшийся Иваном Присыпкиным, «бывший рабочий, бывший партиец, ныне жених», с большим аппетитом вкушает на преприятнейшей трапезе под названием НЭП. Клеймит мещанство, им же наслаждаясь. Невеста его – маникюрша и кассирша, нэповская дочка, Эльзевира Давидовна Ренессанс (Алёна Кухоткина). Жениться Пьер желает только «в организованном порядке и в присутствии почетных гостей». Свадьба – исключительно красная, мероприятие обещает носить характер высокий и благородный. Вот и Товарищ Баян (Алексей Шильников), организуя праздник, говорит нашему Пьеру: «я как бы сквозь призму вижу ваше классовое, возвышенное, изящное и упоительное торжество!.. Невеста вылазит из кареты — красная невеста… вся красная,-упарилась, значит; ее выводит красный посаженный отец, бухгалтер Ерыкалов,- он как раз мужчина тучный, красный, апоплексический,- вводят это вас кpaсныe шафера, весь стол в красной ветчине и бутылки с красными головками.» Свадьба готовится с небывалым размахом и проходит в лучших традициях: пьянство, скандал, пожар. Правдами и неправдами Пьер остается жив и следующая реальность, в которой мы можем его наблюдать — это третье тысячелетие. Там, идеальным созданиям, которые считают любовь древней болезнью, «гуглят» слово «буза» и давненько уже не воюют, Пьер Скрипкин видится существом низшего порядка, лишь отдаленно напоминающим человека. Вместе со Скрипкиным в новый мир попадает и присосавшийся к нему клоп: «Их двое — разных размеров, но одинаковых по существу. Это знаменитые «клопус нормалис» и.. и  «обывателиус вульгарис». Оба водятся в затхлых матрацах времени».

IPkzMylXQCw

Удивительная, живая атмосфера постановки вовлекает зрителя в ядро происходящего. Это зависит от множества факторов, которые с блеском были воплощены на сцене Театра эстрады. Всё, начиная от цветовых решений до сценического реквизита (чего стоит огромная голова Ильича), помогало раскрытию режиссерской идеи. Труппа, хореографы, гримеры, костюмеры, задействованные в спектакле работу свою выполнили с блеском, что можно легко проверить, посетив «Клопа». И пусть клоунада, гротеск и абсурд, выходящие на первый план, не скроют от внимательного зрителя суть происходящего на театральных подмостках.

Следующий показ спектакля состоится 18 мая.

oPeMbSVDF1w