141

Чёртова дюжина осенней «хандры». Новый альбом «Сплин»

Осень ежегодно врывается в нашу жизнь, волоча за собой серое небо, дожди, покупку лекарств и меланхоличный настрой. Наверное, поэтому именно осенью выходит так много новых альбомов давно полюбившихся исполнителей. Хоть чем-то ведь нужно греться, правильно? Культовая рок-группа «Сплин» решила не отставать от тенденции, и 23-го сентября презентовала свой 13-й альбом «Ключ к шифру». Станет ли свежая порция «Сплина» спасением от хандры? Или Васильев и правда уже не тот, как утверждают фанаты-консерваторы?


Свободный автор: Ангелина Ордовская


На пресс-конференции фронтмен заявил, что новую пластинку можно сравнить с мозаикой. Каждая композиция индивидуальна и обособлена, не похожа на предыдущую. Но вместе с тем все они составляют единую картину, которой можно любоваться снова и снова. Достаточно лишь найти правильный ракурс.

1200x630bf

Обе части «Резонанса» (предыдущий альбом) прозвучали эдаким жизнеутверждающим гонгом. Достаточно вспомнить такие песни, как «Ай лав ю!», «Пусть играет музыка», «Два плюс один», «Танцуй!».  Казалось, прошлый альбом вышел под девизом «Мы родились на этот свет для счастья», взятым из песни «Мысль». После прослушивания данных треков невольно возникал вопрос: «А не отказались ли ребята от своего амплуа приверженцев меланхолии?». Не тут-то было. «Ключ к шифру» — это уже не гонг, а струнный оркестр, погружающий слушателя в потусторонний мир.

Одна из самых тяжелых композиций не только в альбоме, но и, пожалуй, во всём творчестве группы – «Реквием», написана в память о матери Александра Васильева. Песня воспринимается скорее не как музыкальное произведение, а как пронзительный монолог. Монолог о том, что случается повсеместно и в то же время о том, что становится трагедией для каждого отдельного человека. Рефреном вдоль всего текста проходит фраза «Мама больше не позвонит», звучащая как приговор. Больше не будет совместных праздников и разговоров по бытовым пустякам. Перечисляются моменты, раньше принимаемые как данность, теперь же превратившиеся в невозможность. «Реквием» — это не только прощание автора с самым близким человеком, но еще и напоминание о том, какую неоценимую роль играют в нашей жизни родители.

В противовес «Реквиему» выступает песня «Череп и кости», наполненная иронией не только по отношению к смерти, но и к богу, в разговоре с которым Васич совершенно не чурается панибратства. Он спокойно разговаривает с господом на «ты», предлагает «закурить» и «зайти в гости». Однако непринужденное общение – лишь внешний налет, а если копнуть глубже, видна озадаченность героя проблемами современного мира. Сарказм, заключенный практически в каждой строке, не случаен. Васильев, попутно спрашивая разрешения у бога на «селфи», пытается донести одну простую истину – как бы сильно человек ни рассчитывал на божью помощь, только он сам в состоянии себе помочь.

img_00640

По признанию самого солиста, альбом посвящен не старухе с косой, а жизненному пути, тому, что нужно преодолеть, прежде чем с этой старухой встретиться. Например, неутешительные реалии 21-го века очень ярко и динамично описаны в «Окраинах». Главный герой песни – обыватель, прожигающий свою жизнь в компании телевизора. Он скорее заложник мировоззренческих окраин, а не геолокационных. Кстати, песня записана в формате речитатива, — удачное решение. С одной стороны, — приближение к массовой культуре, с другой – посыл максимально понятен тому разгильдяю, к которому песня обращена.

Сравнивая «Ключ к шифру» с мозаикой, Васильев не кривил душой. Если с одной стороны расположилась смерть, то с другой ее противоядие. «Храм» и «Земля уходит из-под ног» — о любви. В «Храме» возвышенное чувство выступает в образе священной обители, построить которую могут лишь влюбленные, а снести – разлюбившие. «Земля уходит из-под ног» — более экспрессивная, это любовь-страсть. Здесь Васильев говорит о том всепоглощающем чувстве, когда под ногами разверзается бездна, но страха, вопреки всему, не ощущаешь. Это уже не шутливое «Ай лав ю!», где слушателю в виде простейших метафор рассказывается, что есть любовь. Здесь доминирует буря эмоций, а не конкретное понимание, откуда она и зачем.

Для записи трека группа использовала прием многоголосья: солист исполнил три варианта песни, а затем – шесть партий бэк-вокала. И это лишь одно из нестандартных музыкальных решений, которые можно найти в альбоме.

В треке «Череп и кости» звучат сэмплы из музыки «The Doors» и мелодическая линия второго концерта С. Рахманинова для фортепиано с оркестром; в «Реквиеме» же добавляют драматизма готические хоралы средневековья.

Тем не менее, закрывая глаза на нестандартность подачи и глубокие тексты, люди продолжают говорить о том, что Васильев «исписался», «Сплин» себя изжил, новые треки «не цепляют» и вообще на «Обмане зрения» (альбом 2012 г.) можно было остановиться. Как оказалось, народ не особо жалует перемены. А ведь они необходимы. Если музыкант в 48 пишет песни, подобные тем, что писал в 30, не говорит ли это об отсутствии как музыкального, так и личностного роста?

«Сплин» — некоммерческая группа. Очень просто играть музыку, которая нравится всем и каждому. Но лишь состоявшиеся артисты могут позволить себя исполнять то, что приносит удовольствие им самим, находя новые стили, экспериментируя с аранжировками и форматом. Песни, понятные немногим, но нашедшие и продолжающие находить отклик в сердцах людей. Людей, которые смогли подобрать ключ к шифру.


Kulick.Magazine — журнал про культуру и искусство.