Kulick.Magazine, Электра, Театра Наций, фестиваль Радуга

Спектакль «Электра»: древнегреческая трагедия в аэропорту

5-ый день международного театрального фестиваля «Радуга» окрасился в кровавые оттенки древнегреческой трагедии. Театр Наций представил на сцене ТЮЗа спектакль «Электра». Билеты на постановку закончились еще месяц назад, но нам удалось попасть в число зрителей. 


Свободный автор: Марина Дё

Фотография: из свободного доступа


История Электры по Еврипиду:

«В детстве Электра была помолвлена с Кастором. По Еврипиду, Эгисф после убиения Агамемнона выдал Электру за простого поселянина, чтобы её дети не могли иметь притязаний на престол Агамемнона, как рождённые не от царской крови; но муж Электры оставил её девушкой. Через восемь лет в хижину Электры пришёл Орест, вернувшийся из Фокиды, и, обсудив с сестрой план мести, убил сперва Эгисфа во время жертвоприношения, а затем, после долгих колебаний, и свою мать Клитемнестру в хижине Электры, куда та привела её обманом.» (с) Википедия 

Древнегреческая трагедия по Еврипиду «Электра» была перенесена режиссером Тимофеем Кулябиным в современный аэропорт. Именно с этой постановкой  в Санкт-Петербург приехал Театр Наций. Начинается действие с энергичного танца Михаила Видякина. Он превращается в робота, его тело будто бы состоит из тяжелого металла и будто сотрясается при каждом повороте. Начинаешь верить, что возможности человеческого тела безграничны, если только прилагать достаточно усилий к их развитию. К слову, танец Михаила напомнил об удивительной хореографии Жюльена Деруо из Театра «Тела Пьетрагалла-Деруо» в спектакле «Быть или казаться», также побывавшем на сцене ТЮЗа в рамках фестиваля «Радуга» несколькими днями ранее.

Музыка играет громко, актер танцует. Но вдруг все стихает. История начинается. Мы видим Электру и её мужа в маленькой каморке аэропорта, где она оказалась благодаря Эгисфу, любовнику Клитемнестры — матери девушки. Электра несчастна в браке, она презирает свою жизнь в бедности и страдает: «Замужем, но лучше бы в могилу».

В первом акте рассказывается история Электры, её семьи, брата, мужа. Действие отличается слабой динамикой. Однако сонные моменты периодически прерываются резким звуком телевизионного шума. На табло и большом экране в центре зала транслируются цитаты известных физиков о Боге, поочередно выводятся слова Ивана Павлова, Нильса Бора, Альберта Эйнштейна. Параллельно с историей героев древней трагедии можно угадать развитие науки, становление нашего мира, каким мы знаем его сейчас.

«Основой религии является вера, а основа науки — знание»

Невольно на ум приходит Федор Михайлович Достоевский и  фраза: «Если Бога нет, то всё дозволено?» Подростки-бунтари Электра и Орест, в своей жажде мести во имя справедливости, в ощущении вседозволенности перед Богом, который «их туда привёл», испытывают муки сомнений, совести и неудержимой злобы. Электра более кровожадна, она толкает брата на убийство, придумывает план по осуществлению мести. Хотя ненависть героев и жажда справедливости понятны, в душе не возникает сочувствия. Скорее возникает недоумение. Декорации — атрибуты аэропорта: багажная лента, табло, дублирующее цитаты ученых, мусорные баки и лавочки идут вразрез с происходящим, пугают, наводят ужас.

Отдельно стоит сказать о зрителях, ведь они были такие же незаурядные, как сам спектакль. Публика ТЮЗа чувствовалась сегодня по-иному. Хотя «Радуга» заявлена, как молодежный театральный фестиваль, зрители были самых разных возрастов. К примеру, пожилые театраломаны на соседнем ряду, не стесняясь, отпускали остроумные комментарии. После убийства матери, Орест вырывается из каморки, надевает часы и начинает кушать детское пюре. Реакция на эту сцену была следующей: на заднем ряду раздался едкий комментарий: «Сделал дело — гуляй смело».

Спектакль оставляет необычные послевкусие. И, несмотря на довольно вялые аплодисменты, стоит отметить, что это одна из тех постановок, которые заставляют нас критически смотреть на вещи, задумываться над нашей жизнью в целом. «Электра» может послужить напоминанием о науке и Боге, о конфликте этих двух прямых. Это спектакль, который изначально может вызвать отрицание и негодование, но позже будет манить, возвращать мысли к происходящему сцене, чтобы еще раз, но уже по-новому, пережить всё, что там происходило.

Чему меня научила «Электра»?

  • Никогда раньше я не пробовала есть хлеб, макая его  в вино. Таким незаурядным способом герои «Электры» трапезничали.
  • Чтобы открыть банку с детским питанием, актер хлопнул по дну крышки. Мне более привычен такой способ: подцепить ножом крышечку, выпуская воздух.