модные блоггеры

Модные блоггеры как современная субкультура

Говорим о том, как менялись взгляды на моду с развитием различных субкультур, какую роль играет стрит-стайл и как модные блоггеры заняли свою нишу в fashion-индустрии.


Свободный автор: Даяна Гедерим


Развитие модной индустрии сегодня напрямую связано с ростом влияния интернета на жизнь общества: модные дома проводят онлайн трансляции показов, критики через несколько часов после шоу размещают обзоры коллекций на страницах соответствующих модных ресурсов, через интернет происходит взаимодействие бизнеса с потребителем в самых разнообразных формах. Такого рода активность позволяет стереть рамки географических границ и ведет к быстро развивающейся глобализации модного сообщества.

Еще 50 лет назад Париж считался главным центром моды. Сегодня ситуация изменилась: одновременно с ним это звание делит Нью-Йорк, Лондон и Милан. Другие мировые города, как, например, Москва, Шанхай, Токио, Стамбул, Стокгольм, Антверпен также начинают занимать высокие места в общем рейтинге модных столиц. Такое явление обусловлено во многом развитием в этих локациях fashion-блоггинга. Не ограниченные рамками географических границ, авторы этих онлайн-дневников и журналов не только делятся информацией о себе в открытом доступе с людьми по всему миру, но и наблюдают за модными тенденциями и образами, которые, только появившись, сразу оказываются в сети интернет.

В контексте моды глобализация влияет на общий характер трендов: теперь они распространяются в мгновение ока и самые яркие из них быстро находят отклик среди заинтересованной публики. Представительства брендов как высокой моды, так и масс-маркет, и лайф-стайл можно найти практически в любом крупном городе мира, в других местах они чаще всего доступны посредством онлайн-магазинов. И все же, несмотря на широкое распространение одних и тех же вещей по всему миру, национальная идентификация до сих пор существует и в контексте моды часто определяется фактом существования местных марок одежды.

Fashion-блоггеры, появляющиеся на страницах стрит-стайл блогов, вне зависимости от их места жительства или профессиональной деятельности вне интернета, в создании своих образов зачастую используют одни и те же принципы подбора вещей, а также нередко обращаются к ключевым предметам одежды и аксессуарам. Тот факт, что время активного появления различных молодежных субкультур закончилось в середине 2000-х годов, а с 2008 году блоги моды стали очень популярны, позволяет говорить о том, что авторы и герои этих интернет-журналов выделились в новую субкультуру, которая несколько более разнообразна внешне, однако имеет единую идеологическую составляющую — соответствовать последним трендам уличной моды.

Сегодня герои разделов стрит-стайла на страницах модных изданий или в блогах представляют новое направление в уличной моде, очень популярное в поп-культуре. Однако истоки возникновения подобного явления все же стоит искать в широко распространенных во второй половине XX века молодежных субкультур.

Великобританию по праву можно считать родоначальницей разнообразных направлений уличной моды. Тедди-бойз одними из первых стали активно демонстрировать свои предпочтения и интересы в одежде, подражая стилю Эдуарда VII. За ними последовали всегда одетые «с иголочки» моды, от которых, в связи с растущей волной эмиграции, отделились радикально настроенные скинхеды. Различные социальные и политические явления также создавали плодородную почву для выделения из социума отдельных групп. Хиппи выступали за сохранение мира, бродяги, сознательно отказавшиеся от благ цивилизации, или очень агрессивно настроенные панки, которые своим внешним видом и поведением высказывали протест против сложившихся устоев в обществе.

Большое влияние на развитие субкультур оказала и музыка. Почитатели диско, хип-хопа, техно, рагга, гранжа и других направлений до сих маркируют себя не только посещением концертов и других специализированных мероприятий, но и крайне узнаваемыми элементами костюма, которые обязательно присутствуют в их облике. К подобным предметам стоит относить такие стилеобразующие элементы, как широкие брюки с низкой посадкой для хип-хопа, брюки-клеш и яркие цвета для диско, нарочито небрежные джинсы и клетчатые рубашки для гранжа, — так и менее заметные – небольшие логитипы-символы исполнителя электронной музыки, прически и др.

Возникновение большого количества разнонаправленных молодежных движений в середине XX века не могло не повлиять на развитие высокой моды. Ив Сен Лоран был первым европейским кутюрье, который обратил свое внимание на круг молодых покупателей, уже не желавших приобретать вещи статусные. Открытие Saint Laurent Rive Gauche в 1966 г. оказало большое влияние на развитие высокой моды: с этого момента все больше дизайнеров начинают обращать внимание на простые элементы одежды, включают их в свои коллекции. Американец Рой Холстон отдавал предпочтение стилю диско, а Вивьен Вествуд приобрела широкую известность благодаря панк-направлению.

Ситуация, складывающаяся сегодня вокруг авторских коллекций, напрямую связана с взаимодействием высокой и уличной моды. Например, такой предмет базового спортивного гардероба как свитшот становится одним из самых широко используемых дизайнерами – в различных вариациях их показывали Умберто Леон и Кэрол Лим для KENZO, Рикардо Тиши для Givenchi, Кристофер Кейн. Кроссовки и другая спортивная обувь появляется в сочетании с платьями на показах Chanel и Dior во время недели высокой моды. Различные варианты шитого и вязаного трикотажа, который некогда считался элементом исключительно базовым, трансформируются, стилизуются и демонстрируются модными домами (Michael Kors, Diane von Furstenberg, Missoni и др.) в качестве основных элементов новых коллекций. Часто обращаются и к использованию джинсовых тканей, которые с момента своего появления всегда были принадлежностью уличного стиля.

Зачастую дизайнеры напрямую цитируют характеристики направлений, относящихся к уличной моде. Так сделал Марк Джейкобс и Эди Слиман в гранжевых коллекциях для Perry Ellis и Saint Laurent Paris соответственно, сестры Малливи (Rodarte) обратились к образам калифорнийских скейтеров.

Вышеописанные тенденции развития моды подиумной напрямую связаны с большим значением молодежных субкультур для современного общества. Работая над коллекцией, рассчитанной на молодого потребителя, дизайнер вынужден создавать объект желания, который часто отличается относительно невысокой стоимостью и поэтому встречается в гардеробе многих героев стрит-стайл съемок и блоггеров, маркируя тем самым их принадлежность к определенному кругу.

Истоки стрит-стайла стоит искать еще во времена средневековья во внешнем виде уличных музыкантов-менестрелей, однако в самостоятельное явление оно оформилось только в начале XXI века. Большое значение для него играют как разнообразные молодежные субкультуры, речь о которых шла выше, так и блоги моды, пропагандирующие молодежный стиль, основанный на смешении дизайнерских предметов с элементами масс-маркета.

Большинство стрит-стайл блоггеров запечатлевают своих героев на фоне привычного городского пейзажа, и зачастую это – тротуары и ночные клубы. Эти фотографии одновременно урбанистичные и изолирующие: фотографы используют городскую жизнь в качестве фона, но отделяют от нее своих героев, делая акцент на интересующих их деталях костюма. Такая традиция развивалась с 1940-х гг., когда Норман Паркинсон и Дэвид Бэйли стали использовать городской ландшафт на для создания композиции постановочных кадров для журналов. Однако, высокая мода соединилась со стрит-стайлом при помощи Билла Канингема – журналиста The New York Times, который стал запечатлевать жителей Нью-Йорка в привычных им локациях. Fashion-фотографии, сделанные на улицах в полной мере демонстрируют динамику городской жизни, ее непосредственность и реализм, которые сильно контрастируют с фантазийными, искусственными сюжетами студийных работ. Именно интерес к демократичной моде, сделал это направление популярным.

Одной из важнейших деталей эстетики стрит-стайл блогов является непосредственно сама улица, однако только до тех пор, пока читатель не знает, что на самом деле происходило по ту сторону объектива. Ответы на вопросы «Позировал ли герой специально?», «Просил ли блоггер своего героя специально одеться именно так?» остаются загадкой для читателя потому, что ни один street-style блоггер не поясняет в своем посте эту информацию. Тем не менее, до тех пор пока в фигуре героя соблюдены все пропорции и не появляются никаких специальных «театральных» поз, такие снимки принято считать своего рода «случайными», «неискусственными», правильными.

Местами для поиска героев своих постов стрит-стайл блоггеры привычно выбирают наиболее популярные и модные места своего города. Не интересуясь «не модными» личностями, они также упускают из вида «не модные» районы, а следовательно, они создают картину стиля не целого города, а только нескольких его округов.

Существование блогов моды в кибер-пространстве открывает большие возможности для дискуссий на темы трендов и представления городов в системе мировой моды. Места с хорошо развитой системой стрит-стайл блоггинга предоставляют больше возможностей для самопрезентации. Так, например, Хельсинки вошли в список столиц уличной моды только благодаря большому количеству фотографов уличной моды, которые демонстрировали финскую столицу с лучшей стороны.

Сегодня стрит-стайл блоггеры посредством своих предпочтений в области моды действуют как гейткиперы – менеджеры, управляющие потоком информации и отбирающие актуальные тренды для внедрения их в общество. Они не только выставляют на всеобщее обозрение самых модных людей своего города, но и создают определенную модель жизни, которая бы идеально сочеталась с выбранным нарядом. Кроме того, они обладают возможностью превратить, казалось бы совершенно далекий от моды, город в новую мировую столицу моды.

Ряд особенностей деятельности и персонификации «стрит-стайлеров», рассматриваемых далее, позволяет объединить их всех в единую субкультуру XXI века. С появлением первых блогов, посвященных уличной моде, и фотографов, снимающих стильных людей на улицах модных столиц, все больше внимание широкой публики стало обращаться именно к героям онлайн-журналов. Постепенно целью посещения показов pret-a-porter и высокой моды становится стремление показать себя, а не увидеть новые творения дизайнеров. Одними из главных знаменитостей мирового стрит-стайла являются Анна Делло Руссо, Мирослава Дума, Карин Ройтфельд, чей внешний облик воспринимается простыми наблюдателями практически как руководство к действию в подборе гардероба. С одной стороны, они тщательно отслеживают каждое появление медийной персоны на публике и определяют бренды вещей, надетых на них; с другой – они переносят их стиль в одежде для публичных мероприятий в повседневную жизнь, тем самым стирая рамки внутри различных видов дресс-кода. Такие люди легко идентифицируются на улицах городов мира вне зависимости от их статуса, профессии или национальности.

Практически всем «стрит-стайлерам» присуща симпатия к одним и тем же элементам стиля, что было своевременно замечено американским иллюстратором Сесилией Доан. Ею создаются рисунки самых растиражированных вещей, которые уже стали частью униформы «стрит-стайлеров». Свитшоты и футболки Брайана Лихтенберга, обувь Balenciaga и Valentino, свободные джинсы модели Boyfriend и сумки Chanel 2.55 и Boy, пирожный макарун Laduree, свечи Diptyque, широкие юбки из искусственной кожи — наиболее распространенные предметы, встречающиеся в обиходе гуру street-style Леандры Медин, Сюзи Бабл, Руми Нили и всех тех, кто стремится им подражать.

Герои стрит-стайл блогов очень часто обращаются к приему смешения доступных трендовых и базовый вещей из масс-маркета (например: юбка-шорты Zara, джинсы Levi’s, различные белые сорочки и футболки и т.д.) с более дорогими дизайнерскими элементами (например: свитера 3.1 Philip Lim, тренчкоты Burberry и т.д.). Кроме того, такие бренды как Topshop, Zara, H&M, Asos очень быстро выпускают свои варианты моделей с подиумов, что позволяет без больших затрат оставаться в тренде.

Помимо прочего «стрит-стайлеры», за редким исключением, пользуются одними и теми же принципами создания своего образа, распределяя объемы костюма, дополняя его аксессуарами и макияжем, и появляются на одних и тех же мероприятиях.

«Сегодня в моде существует только одна универсальная вещь – необходимость быть индивидуальностью» — заявил Иван Родик (фотограф блога Facehunter). Его высказывание в полной мере отражает тенденции современного стрит-стайла. Главные стили в развитии моды в сочетании с традициями молодежных субкультур XX века позволяют создавать различные варианты модных образов, которые включают в себя стандартные элементы, унифицирующие «стрит-стайлеров» и позволяющие выделить их в новую субкультуру XXI века, которая выделяется не только благодаря внешнему облику, но и одинаковыми интересами в областях современной моды, искусства и музыки.


Kulick Magazine — журнал про культуру и искусство. Ты тоже можешь вдохновлять!