096

Первые советские журналы для детей

Даже тем, кто родился уже в постсоветскую эпоху, знакомы названия детских журналов «Пионер», «Мурзилка», «Веселые картинки». Но как появилась первая советская периодика для детей и какую преследовала цель, расскажет Kulick.Magazine?


Свободный автор: Настя Дорогова


История детских журналов

Хотя советская идеология поначалу стремилась создать все абсолютно новое, ей необходимо было опираться на имперские традиции – в частности, в периодике для детей. Первый журнал появился еще в 1785 году в виде бесплатного приложения к «Московским ведомостям» — это было «Детское чтение для сердца и разума», издававшееся 4 года под руководством Н. И. Новикова. Цель журнала состояла в «распространении науки, добрых обычаев, обогащении ума и воспитании чувств». Основными жанрами были басни, «беседы Добросерда», загадки, анекдоты, а также «разговоры» между родителями и детьми, через которые детям объясняли исторические факты или события (например, о происхождении кофе). Все это говорило об осознании взрослыми ребенка как самостоятельного читателя, которого необходимо обучать любви к Отечеству.

В связи с крайне медленным развитием детской литературы, журналы и альманахи были по сути единственным специализированным чтением для детей. Почти все они были наполнены нравоучениями, научными заметками и записками о верности монархии. Журналы, как и их издатели, считали своим долгом просвещать и воспитывать и уж в самую последнюю очередь – развлекать. Именно поэтому рассказы были скучны и однообразны, сказок почти не публиковали, либо это были вольные переложения европейских сказок на русский. Дореволюционные журналы стали приобщать детей к происходящим событиям, появился элемент сатиры.

Это подготовило почву для пионерских журналов, ведь только что возникшей пионерской организации (1922-1991) требовалась база для продвижения идей и воспитания советских граждан. Журналы стали если не гарантом, то транслятором идей коммунизма для подрастающего поколения. Первыми вышли петроградские «Юные товарищи» (1922) и московский «Барабан» (1923). Целью «Барабана» было будить и звать к «конечной цели юных пионеров – освобождению угнетенных, свержению капитала и созданию Нового Трудового Коммунистического общества». Для крестьянских детей выходили «Искорка» и «Дружные ребята», просуществовавшие до 1950-х. «Ребята» были дешевым карманным изданием всего в 32 черно-белых страницы, а на обложке – всегда рисунок, не фотография. Зачастую в них выходили примерные программы празднования Нового года или дня рождения Сталина, различные короткие пьесы («Димка-невидимка»), загадки и шарады.

b37b6691-7e16-4bbd-a549-9ac1c640f820___plakat

Из альманаха «Воробей» возник недолговечный литературный журнал «Новый Робинзон» (1924-25), фактическим редактором которого был С. Я. Маршак – главный детский поэт 20-х. Журнал утверждал:

«Эльфами и королями не заинтересуешь современного ребенка. Ему нужна другая литература – литература реалистическая».

То есть советская действительность отказывалась от столь близкого и понятного детям волшебства и фантазий, подменяя их идеальными картинками «реальной» жизни. Тем не менее, «Новый Робинзон» собрал очень сильную команду авторов: Пастернак, Шварц, Каверин поддерживали игровое начало, заложенное Маршаком.

Чиж, Ёж и Мурзилка

Этот же костяк авторов перекочевал в легендарные «Ёж» (1929-1930) и «Чиж» (1930-1941), также созданные Маршаком и писателями из его круга – Шварцем, Олейниковым, Хармсом, Зощенко. «Ёж» ориентировался на тех, кого уже посвятили в пионеры, а «Чиж» – на тех, кому это только предстояло. И если советская идеология не допускала всяких сказочных вольностей, то Маршак заменил волшебство игрой: принципом обоих изданий было «познание и освоение мира через игру». Авторы говорили с детьми на равных, при этом достаточно неформально – в журнале не было типичных докладов об успехах, информация о пятилетках подавалась весело, в стихах или очерках «Тысяча и одна задача». У «Ежа» были свои герои, Иван Торопышкин и Макар Свирепый, «единственный который сочиняет свои произведения, сидя верхом на лошади Гвоздике вместе с собакой Пулеметом». Свободный стиль сыграл злую шутку – журнал был закрыт цензурой. Особенностью «Чижа» были свои комиксы «Умная Маша» – первые комиксы в СССР. Маша стала очень популярным персонажем, читатели писали ей письма, а в 1935 г. с 11 до 12 можно было позвонить в редакцию и поговорить с Машей. На звонки отвечала сотрудница Татьяна Гуревич, чей голос был очень похож на детский.

chig36eg001

Альтернативой «Чижу» был известный и выходящий до сих пор «Мурзилка» (с 1924), а после его закрытия стал единственным изданием для дошкольников. Здесь также не обошлось без участия Маршака, работавшего с Чуковским, Пришвиным, Чарушиным. Изначально персонаж Мурзилка был придуман еще до революции Анной Хвольсон как маленький лесной человечек во фраке с моноклем и тросточкой. В первом номере Мурзилка был маленькой белой собачкой маmurzilka_rabochaya_gazeta_1924льчика Пети, и только в 1937 г. он приобрел свой нынешний вид – желтый пушистый корреспондент в красном берете с фотоаппаратом наперевес. «Мурзилка», несмотря на невозможность ухода от идеологии, все же нашел выход воспитания – через природу. В основном в нем были сказки о животном мире (куда реалистичнее волшебных сказок), рассказы о явлениях природы, игры, шарады, сценки. Его отличие – в репортажах о жизни именно детей, а не взрослых. Выпуск «Мурзилки» не прерывался ни разу, даже во время войны. Сам журнал описывал себя как издание про «ребячье житье-бытье и природу», показывая «как ребята должны работать сообща, чтобы им весело было от работы». Тем не менее, в 20-30-х гг. журнал был сильно политизирован: сказка «Репка» превращается в рассказ о том, как милиционер, шофер, рабочий, пионер и октябренок тянут грузовик. Сказки на поверку оказываются рассказами о крепостных крестьянах, китайских рабочих и необычных животных. В первых номерах вместо снеговика дети лепят из снега бюст Ленина.

Главный детский журнал

Наконец, в 1924 г. главный детский журнал «Пионер» – центр притяжения любых публикаций для детей, будь то повести, научные рассказы или репортажи. «Пионер» стал идеалом детского журнала нового типа для коммунистического воспитания: «У каждого свой вкус, своя манера, но каждый, кто безус, читает “Пионера”». Первый номер от 15 марта 1924 г., как ни странно, был траурным – по случаю смерти Ленина, в честь которой пионерской организации было присвоено его имя. «Пионер» был стартом для начинающих писателей, именно в нем впервые увидели свет такие герои как дядя Степа, «мальчик со шпагой» Сережа Каховский, «Старик Хоттабыч», капитан Врунгель. В 20-е гг. журнал был местом детских дискуссий и дебатов. Благодаря рубрикам «Бумеранг» (стенгазета деткоров) и «Хочу переписываться» (почтовый ящик) читатели получили возможность общаться на злободневные темы: «Какая дружба нам нужна?», «Каким должен быть пионервожатый?», «Кем я хочу быть?». Обсуждения вылились в спец-рубрику «Мне не с кем посоветоваться», куда дети писали письма о том, с чем не могли поделиться со взрослыми или же на что просто не находили ответа. И хотя журнал, казалось бы, предоставлял место для свободного высказывания, письма проходили тщательный отбор, сильно редактировались, а позднее письма от лица редакции выдавались за почту от читателей. Темы также строго контролировались и соответствовали идеологии.

В целом, несмотря на необходимость следовать жестким правилам, советские журналы следовали все тем же имперским принципам воспитания детей через публицистику – любовь к Родине и государственному устрою, верность определенным принципам, стремление к идеалам, просвещение. И пусть многое было запрещено и пропитано идеологией, а авторы подверглись репрессиям в 30-х, создателям журналов все же удавалось создавать небольшие островки детства, на которых воспитывали новых, правильных граждан для страны.


Kulick.Magazine — обогатим умы и воспитаем чувства!