Kulick.Magazine, Лиссабон, музей, живопись

Сокровища музея в Лиссабоне

Здание из серого бетона на окраине Лиссабона — это музей нефтяного магната армянского происхождения Галуста Саркиса Гюльбенкяна. Наш сегодняшний рассказ о том, как за неприметным внешним видом скрывается настоящая  пещера Али-Бабы с шедеврами, собранными со всего света.


Свободный автор: Сливкин


Галуст Саркис Гюльбенкян был не только нефтяным миллиардером, но и человеком очень тонкого художественного вкуса. Сбежав из Турции, он осел в Лиссабоне, где долго работал над созданием своей коллекции. Перед смертью собрание ценностей было завещано городу. Официальное открытие музея – 2 октября 1969 года.

коллекционер

Музей является образцом вдумчивого сотрудничества куратора и архитектора, экспозиция логично выстроена по хронологии и географии предметов, залы перетекают в общественные пространства и небольшие сады, давая отдохнуть от визуального насыщения. На суд людской в экспозиции представлена всего лишь 1000 предметов от общей внушительной коллекции в более чем 6000 диковин. Но даже эта одна шестая не оставляет равнодушным.

Собрание открывает зал фараонов. Ониксовые кошки уже третью тысячу лет лижут каменными языками лапы, торсы жрецов в шакальих масках, поджары и рельефны. Молодое лицо погребальной маски фараона взирает на меня безразличной улыбкой.

ониксовые кошки

Римские профили на аверсах монет блестят, подсвеченные софитами, чуть касаются пола складки мраморной тоги статуи. В проходе висит барельеф из месопотамского храма. Борода неведомого бога кудрявится витками, запечатленными в мраморе.

Персии отведено особое место. Гипнотические узоры ковров, хрустальные вазы с кобальтовой росписью. На палисандровой подставке покоится старинный Коран. Лазурь плиток притягивает к себе витиеватыми узорами, между цветов и деревьев тонкой кистью вплетена арабская вязь.

арабская ваза

Зал Востока охраняют два китайских льва, за ними притаились покатые вазы династии Мин. В углу расположилась семистворчатая ширма, на каждой из сторон которой в миниатюре выписаны сцены из повседневной жизни средневекового Китая. Приезд вельможи в деревню, стирка белья в прачечной, посев полей – эдакий исторический комикс.

Япония как всегда поражает деталями и подходом. Коллекция коробочек для мелочей эпохи Эдо удивляет глубиной проработки. На одной — застыл вишневый сад, на другой — обезьяна стоит на четвереньках. Бумажные зонтики с носатыми цаплями в камышах, пергамент со злыми самураями. Отдельно выставлены гарды от катан (длинного японского меча) — небывалая смесь оружия и тонкого искусства. Чеканный дракон кусает свой хвост, стрекоза садится на ирисы, воин скачет, подняв копье — каждый сюжет уникален и наполнен символизмом.

японская шкатулка

Европейская живопись представлена сбитой коллекцией шедевров. С порога взгляд притягивает портрет девушки кисти Гирландайо. Красотка, отводит кроткий взгляд, а ее шею венчают гранатовые бусы.

Гирландайо девушка
Доменико Гирландайо «Портрет дамы»

Галуст Гюльбенкян был гражданином мира, но явно считал себя по большей части истинным джентльменом. Англии в его коллекции — особое внимание. Всплески волн и крылья чаек слетают мазками с полотен Тёрнера, напротив стройно сидят молодые барышни Гейнсборо. Картины прерафаэлитов пестрят тканями женских платьев. Затем голландский пейзаж, французский натюрморт и фламандский портрет Рембрандта. Эпилогом стоят импрессионисты с сюжетом «дамы отдыхают в лодке у Сарджента». А на прощанье из густой темноты картины Мане короткостриженый парень надувает пузыри.

тернер
Уильям Тернет «Фос-ду-Сена»
франц.натюрморт
Анри Фантен-Латур «Корзина с розами»
прерафаэлит
Эдвард Бёрн-Джонс «Зеркало Венеры»
мальчик с пузырем
Эдуард Мане «Мальчик, пускающий пузыри»

«Только лучшее», — девиз коллекционера оказался не пустым звуком. С любовью и трепетом собранные о всего света экспонаты в отличном состоянии и с высоким уровнем сохранности.

Господин Галуст Гюльбенкян, Вам слово: «Художественное полотно должно быть приятным, занимательным и привлекающим внимание. Да-да, приятным. И без того в жизни достаточно скучных вещей. Мы не должны увеличивать их число».


Использованные иллюстрации взяты с официального сайта музея.