shablon_dlya_sayta_text

Как скетчинг стал распространенной творческой практикой

На пути к великим произведениям искусства пролегают сотни дорог зарисовок, чертежей и черновиков. Эти герои всегда остаются в тени идеальной работы и несут на себе ношу «неудачного варианта». Кто бы мог подумать, что спустя время, с этими стопками исписанной бумаги начнут считаться. Kulick.Mаgazine расскажет что такое «скетчинг», и как он прорвался в ряды настоящего искусства.


Свободный автор: Алекса Мамась


Для начала стоит разобраться с самим понятием «скетчинг». Это слово, как и многие другие, пришло к нам из английского языка. «Sketch» — это  «эскиз, набросок, зарисовка». Проще говоря, моментальный рисунок, выполненный, чаще всего, тем, что находится под рукой. Зарисовки всегда пользовались популярностью у художников. Как у таких великих творцов, как Леонардо да Винчи, делавшего эскизы углём в своём рабочем блокноте, так и у обычных учеников художественных школ. Объектами зарисовок может быть что угодно, начиная от кружки дымящегося кофе на террасе ресторанчика, заканчивая приятной сценой, увиденной художником из окна собственной кухни.

Для тех, кто проходил профессиональную подготовку, будь то художественная школа или просто занятия дома у седого художника с руками в краске, от которого вечно пахло скипидаром и сигаретами, искусство скетчинга никогда не было искусством как таковым. Это считалось обязательным этапом процесса создания полноценной работы. Все мы, дети искусства, проходили через эти кипы клочков бумаги, с маленькими набросками простым карандашом, раскиданными по всей комнате и тщательные попытки понять, какой ракурс лучше подходит для будущего шедевра. Кто бы мог подумать тогда, 10 лет назад, что все клочки, куски обоев с рисунками на обратной стороне, блокноты с зарисовками на полях, тетради по математике, раскрашенные с обратной стороны, сегодня смогут не только считаться полноценными объектами современного искусства, но и будут котироваться  на рынке.

Пожалуй, немаловажным фактом в столь резком выходе скетча из категории «мусора под столом творца» и переходе его в громкую и высокую категорию «современного искусства» стала даже не эпоха модернизма и пренебрежение художниками долгой и кропотливой работой, а скорее банальное развитие интернета. Молодое поколение творческих деятелей просто задумалось: «Если Instagram создан для моментальных быстрых фотографий на телефон, чтоб поделиться с друзьями происходящим вокруг, то почему мы не можем делать тоже самое с нашими набросками шариковой ручкой на парте в аудитории кафедры Истории Искусства?». Так скетчинг начал развиваться. Постепенно появились целые сообщества любителей этого направления, художники перестали стесняться своих зарисовок, всё больше выставляя их на всеобщее обозрение. Скетчинг вырос и перестал быть просто этапом творческого процесса, неожиданно став его результатом.

Ещё одна причина развития скетчинга как творческой практики стала распространенная проблема всех художников – боязнь белого листа. Это может звучать смешно, но каждый, кто хоть раз пытался рисовать ежедневно, на протяжении хотя бы недели, прекрасно поймёт о чем идёт речь. Рано или поздно, но вдохновение покинет. Оно непредсказуемо, неуправляемо и, конечно же, не может быть с художником постоянно. Что и приводит творческих людей к страху, когда они видят пустой лист. Часто мы не только не представляем, как выразить на бумаге происходящее с нашими жизнями или душами, но и не имеем представления о том, что выражать и, в конце концов, стоит ли вообще это где-то выражать. Проще говоря, «боязнь белого листа» это самый обычный творческий ступор, наступающий в жизни каждого художника. Справиться с этим неприятным явлением помогает именно скетчинг. Так появились скетчбуки («sketch»-эскиз, «book»-книга). Художники придумали, как поймать музу и держать при себе. Блокноты, тетради, сшитые листы бумаги, просто папки с беспорядочными листками и салфетками из кофеен, всё это годилось для создания скетчбука, в котором делались зарисовки карандашом за маленькими журнальными столиками в спальнях, ручкой во время поездки в метро, вклеивались фотографии из журналов, которые вдохновляли или просто были приятны глазу по цветовой палитре. Даже кофе из автомата начал служить вполне приличным материалом для создания эскиза. Стоит только завести привычку ежедневно вносить что-то новое в блокнот, как страх белого листа отступает, а на его место приходит уверенность и твёрдость перед лицом девственно чистого холста. Но это, конечно, у тех, кто ещё пишет картины на холстах, а не стал ограничиваться скетчингом.

Остались ещё люди старой закалки, осуждающие бунтовщиков, всплескивающие руками при виде подобного пренебрежения всеми канонами живописи и графики, например, ваш седой учитель-художник, с ног до головы забрызганный масляной краской. Однако, большинство сегодня признаёт скетчинг как отдельное направление в искусстве. И это верный подход, ведь искусство, как таковое, должно быть свободно от всех оков предрассудков и канонов.


Kulick.Magazine — искусство принимает разные формы.