shablon_600kh40011

Скандальные фотографы и их истории: по ту сторону объектива

Для кого-то их работы служат неиссякаемым источником вдохновения, у других же попросту вызывают отвращение. Кто-то называет этих людей сумасшедшими, иные же считают, что именно так должно выглядеть истинное фотоискусство в свободном от предрассудков обществе. Так кто же они на самом деле, гении или фрики? Психопаты или творцы с уникальным видением окружающей действительности?


Свободный автор: Ангелина Ордовская


Ответы на эти вопросы каждый найдет самостоятельно, а пока представляем список наиболее неформальных и ненормальных фотографов своего времени, чье творчество, так или иначе, оказало значительное влияние на массовую культуру.

Терри Ричардсон

Будучи отпрыском популярного фотографа и клубной танцовщицы, наш первый герой просто обязан был перенять творческую непосредственность отца, откровенность матери и, в конечном счёте, сыскать славу одного из самых скандальных мастеров своего ремесла. Дамы и господа, — Терри Ричардсон. Человек, полностью соответствующий определению «анфан террибль», не стесняющийся не столько переходить границы дозволенного, сколько расширять их; известный своими нашумевшими работами как в фэшн-индустрии, так и в поп-культуре. Например, провокационный клип бывшей девочки-припевочки Ханны Монтаны, на песню Wrecking Ball, ни что иное, как дело рук Ричардсона.

Однако клип Майли покажется девственно-невинным на фоне других проектов мастера, куда более «обнаженных» и неоднозначных. Одним из них является альбом Terryworld, где, не чураясь скромности и моральных устоев, фотограф разместил снимки порнозвезд, представителей ЛГБТ-движений и супермоделей. Сам же Ричардсон, дабы не отставать от своих подопечных, не упустил возможности также сняться в чём мать родила. Думается даже, что не столько ради провокации, сколько для удовлетворения собственных потребностей. А, может быть, это было сделано в поддержку голых моделей. Не только же им мерзнуть на съемочной площадке. Ведь так?

Поскольку подобное, как известно, притягивает подобное, с Терри очень любят сотрудничать бунтари, которые уж точно по достоинству могут оценить очередной полет фантазии художника и наилучшим образом посодействовать воплощению его непредсказуемых идей. Одним из таких бунтарей стал Марк Джэйкобс, снявшись для Harpers Bazaar в неглиже с единственным аксессуаром – сумкой Louis Vuitton.

Кроме того, Ричардсон принял непосредственное участие в создании календаря Pirelli за 2010 год, работа для которого является негласным пропуском в мир фотографов высшего эшелона; получил Серебряного каннского льва за за серию снимков Diesel Global Warming Ready Print, которые превосходно демонстрируют ироничное отношение фотографа к грядущему глобальному потеплению: красотки модели, пафосные яхты, а на фоне затопленные Венеция, Париж и другие мировые столицы.

Тем не менее, слава шагает рука об руку со скандалом, особенно если речь идет о такой фигуре как Ричардсон. Так, несколько моделей обвиняли фотографа в сексуальных домогательствах, многие известные персоны выступали против него, однако еще больше вставало на защиту. И правда, стоит ли доверять россказням моделей? Ведь тех, как известно, хлебом не корми, дай завязать пикантную разборку. А злопыхатели, ну что ж, они у всех имеются.

Ричардсон, как никто другой, замечает подтекст в совершенно очевидных на первый взгляд вещах, и кроме этого умудряется делиться им с людьми в максимально яркой, но вместе с тем доступной форме. А любить его за это или ненавидеть, каждый решит для себя сам.

Диана Арбус

В формуле успеха Ричардсона незаменимыми компонентами стали черты его родителей, но в случае с Дианой Арбус, фотографом, прославившемся своей любовью к «уродливой красоте», всё произошло с точностью до наоборот. Семья Дианы имела собственный магазин мехов. Но излишняя пустая роскошь, вещизм родителей, их страсть к наживе претили девушке, ведь для нее гораздо важнее была настоящая жизнь и настоящие люди, какое бы отторжение они не вызывали на первый взгляд.

Цель, которую ставила перед собой Арбус, взяв в руки камеру, — не достижение гармоничной композиции и идеального света. Каждая её фотография – крошечная история из жизни «ошибки природы», человека, которого не понимают и не принимают в обществе.

Первые фотографии в уже собственном «фриковом» стиле Диана сняла, попав в пресловутый клуб трансвеститов. Работы подобного формата не могли не шокировать публику, а известный писатель Норман Мейлер даже сказал: «Давать Арбус камеру – всё равно, что разрешить ребенку играть с гранатой».
Несмотря на этот и прочие нелестные отзывы, девушка не остановилась на достигнутом и продолжила создавать всё более жуткие, но вместе с тем потрясающие фотоснимки. Здесь и карлик, выглядящий не хуже любого среднестатистического мужчины, и пожилые родители, снизу вверх глядящие на своего сына великана, и близняшки, словно вышедшие из какой-то старенькой хоррор-стори. Диана Арбус, пожалуй, одна из первых решила перешагнуть условную грань между общепринятыми стандартами и отклонениями от них, каждым своим снимком заявляя о равенстве людей и, как утверждали критики, прививая мировому искусству «столь мощную вакцину против фотоглянца и гламура», что она продолжает оставаться панацеей и по сей день.

Джоел-Питер Уиткин

Если фотографии «уродцев» вызывают у простого человека отвращение и желание поскорее кликнуть на крестик в правом верхнем углу экрана, то, что произойдет с этим же человеком, когда он случайным образом наткнется на работы Джоела-Питера Уиткина, который вполне спокойно создает из трупов и изуродованных тел инвалидов подлинное искусство? По воспоминаниям самого фотографа, наибольшее влияние на его творчества оказало два фактора: развод родителей по причине религиозных разногласий (если верить психологам, подобное событие отражается на любой личности и зачастую помогает развить «необычные» творческие способности); и одно из самых тяжелых воспоминаний детства: однажды Уиткин стал свидетелем гибели маленькой девочки. Отрезанная под колесами автомобиля голова ребенка буквально упала к ногам 5-летнего Джоела, после чего смерть стала для него вдохновением и по совместительству главной приглашенной звездой на большинство фотосессий. «Я или психопат с острейшим эстетическим чувством, или же потрясающе здоровый человек, — высказывается художник, давая оценку своей работе. — Как бы то ни было, я знаю, что ничем не смогу себе помочь. Ведь это то, для чего я был рожден».

Его выставки официально запрещены в нескольких штатах, Пэт Роберсон (американский религиозный и политический деятель) называл его не иначе, как сатанист, а жена британского премьер-министра предприняла все меры для того, чтобы закрыть выставку Уиткина в Лондоне. Причиной тому послужила фотография «Пир Глупцов», на которой изображен мертвый ребенок в окружении всевозможных яств с поврежденной рукой, ступней и переломанными ногами.

Но вопреки нападкам слабонервных, беременных и просто людей для кого подобное творчество, является не более чем извращением над священным искусством фотографии, у Джоеля-Питера Уиткина много почитателей и последователей, он четырежды был удостоен наградой за вклад в Британское художественное искусство, а также получил французское звание Кавалера искусств и ремёсел. Работы Уиткина кажутся аморальными, будто эпатажный гений насмехается над увечьями людей, однако он сам совершенно с этим не согласен, провозглашая идею любования в том, где обычно люди не видят и йоты красоты, и говоря категоричное «нет» гармонично-шаблонной внешности моделей.

Ирина Ионеско

С раннего детства родители приучают своих детей, ни под каким предлогом не разговаривать с незнакомыми дядями-тётями, а уж тем более ни в коем случае не уходить в места, где вторые обещают подарить ребятишкам ворох сладостей. Такая осторожность по большей части объясняется многочисленными криминальными сводками, где в самом жутком свете показаны истории о педофилах и детской порнографии. Но что делать, если родная мать заставляет работать на подобном сомнительном поприще?

Такая резонансная история произошла в жизни девочки Евы, дочери французского фотографа Ирины Ионеско, для которой малышка стала музой, когда ей едва исполнилось 5 лет. И всё ничего, если бы фанатичная мамаша ради собственных фантазий и амбиций не заставляла девочку часами напролет позировать обнаженной. Она поставляла фотографии дочери в самые низкопробные журналы, отправляла на съемки в эротических фильмах, где Ева зачастую играла эдаких нимфеток, иначе говоря, — неудавшихся Лолит. Затем на радость матери в возрасте 11 лет Ева таки стала звездой гламура и эротики и вместе с тем самой юной порномоделью в истории, чьи откровенные фотографии были опубликованы в журналах «Плэйбой» и «Пентхаус».

Однако, повзрослев, новоиспеченная звезда не отплатила матери благодарностью за свою скандальную известность, напротив – подала на нее в суд, добилась лишения родительских прав и даже стала успешным режиссером, сняв фильм с элементами автобиографии, сценарием для которого послужило ее собственное детство. («Моя маленькая принцесса» 2011).


Kulick.Magazine — журнал про искусство и культуру. Расширяй горизонты!