Ситком друзья

Как «ситком» перестал быть низким жанром?

Традиционно — тридцатиминутные серии, знакомый и обязательный закадровый смех, основной замысел — отвлечься от повседневности и развеселиться. Мы все так или иначе, знакомы с таким жанром телевизионной действительности, как «ситком». За последнее десятилетие сериалы такого формата набирают обороты, переставая выдавать посредственные проблемы. Как же ситуационная комедия совершила переход от материального к эмоциональному?


Свободный автор: Анна Волхонская


Изменилось время, изменились и ситуации

Если несколько десятилетий назад наша страна, переживающая не самые легкие времена, просто нуждалась в чем-то отвлеченном и простом, то в настоящем, когда глобальные проблемы уходят на второй план, на первый гордо становится эмоциональная составляющая жизни. А телевидение всегда отвечает на запрос общества, таким образом отображая текущую «эпоху». Зритель требует участия в своей обыденной жизни, и с экранов выдают сюжеты, отнесенные к отдельным профессиям, или жизненным ситуациям — в них легко узнать себя. Так возрастает спрос на просмотры. Будь то «Интерны» или «Физрук», основная идея — проживание жизни в настоящих условиях. Теперь бессмысленные и где-то неправдоподобные сюжеты не вызовут никакой реакции, человек стал более образованным и мыслящим. Следовательно, ситкому пришлось рассказывать более «душевные» истории.

Ситуационная комедия — 
серия отдельных историй,
связанных общими героями,
местом действия, 
основной сюжетной линией
но каждая
такая история автономна 
от предыдущей и следующей.

Дальше от театрального

С некоторых пор театр оставили… театру. Совсем недавно по телевизионным меркам, всего несколько лет назад такой сериал, как «Счастливы вместе» был хитом теле эфира, сейчас навряд ли бы заинтересовал зрителя. Не секрет, что актерская школа нашей страны представляла, в основном, театральное обучение по известной системе Станиславского, актеры, и сериалов в том числе, изъяснялись практически литературным языком, что шло в разрез с их внутри сюжетной атмосферой, получалось «не верю», но ради развлечения, почему бы и нет, все равно, все не «по-настоящему». В наши дни ситком максимально приближен к реальности, диалоги героев сказаны понятно, т.е. так, как и говорим ежедневно мы с вами. Следовательно, в какой то момент, язык ситкома необходимо было изменить.

Первые ситкомы вещали
в Америке по радио.
Это было почти сто лет назад —
в двадцатых годах
прошлого века.

«Друзья» изменили все, а цирк уехал

Самый популярный во всем мире американский сериал «Друзья» изменил отношение к ситуационным комедиям. Здесь нашлось место для сопереживания, идентификации зрителя и героя, тогда как его ситкомы — предшественники, в том числе и американские, представляли на экранах лишь поводы для высмеивания как самих героев, их недостатков, физических и эмоциональных, так и ситуаций, в которые они попадают. Помимо этого, сейчас упорно соблюдаются этические и расовые границы, тем самым поднимая общую мораль человечества. Вспомните переходный период нашей страны, когда старое доброе советское кино стало уже недостижимой классикой, а направление дальнейшего развития еще не решено. Тогда-то на экранах и затрубили «Друзья», которые изменили и американское телепроизводство в том числе. Теперь зрителю нужно было не только развлечение, но и повод задуматься. Следовательно, подача ситкомов вынуждена была измениться. 

Первый телевизионный ситком 
вышел в Америке в 50-х годах
20-го века под названием
«Я люблю Люси».

Если мы с вами вернемся в середину двадцатого века, когда на экраны вышел первый ситком, то увидим, что в этом жанре мало что изменилось. Остался закадровый смех и неловкие ситуации, из которых герои ищут выходы тоже довольно веселыми способами, лишь атмосфера стала иной, но ведь недаром прошло столько времени. В то время снимали о примерных домохозяйках, сейчас — о равноправии. Тем не менее, в восьмидесятые ситком все же «скатился» до «материального» юмора, лишенного уважения и тонкости, а сейчас мы наблюдаем подъем жанра. Сейчас в ситкоме необходима «мораль басни», т.е. зритель должен сделать определенные выводы, получить какой-то урок, при этом сохраняется позитивный настрой и легкость повествования. Многие проблемы можно изобразить в виде ситуационной комедии, и грамотно их разложить с помощью юмора, только юмор этот, наверное, должен быть не «клоунским», а пригодным для обычного обывателя. Еще недавно основным критерием ситкома было «смешно, не смешно», теперь они не столько говорят о самих ситуациях, сколько об эмоциональной составляющей поведения, реакций, героев, а с развитием общества, обязательно и о психологической составляющей. Так ситком и перестал быть низким жанром — приобрел все составляющие полноценного телевизионного сериала,  только в привычной огранке — короткие серии, по одной различной ситуации на каждую, снятый по мотивам приближенных к реальности историй, герои которого говорят понятным любому, языком и с психологической формой подачи, а простое высмеивание стало просто неинтересным, можно сказать, что сохранилась лишь оболочка первоначального замысла — смех и сами ситуации.


Kulick.Magazine — журнал про культуру и искусство. А Вы помните текст песни «Драный кот»?