Kulick.Magazine, питер, театр "Мастерская", "Письмовник"

Роман в письмах на сцене театра «Мастерская»

« Не доходят только те письма, которые не пишут». Свободный автор Kulick.Magazine Ирина Петрова  побывала на премьере спектакля «Письмовник»  театра «Мастерская»  и расскажет, почему эту историю о любви (или о смерти?) так сложно выкинуть из головы.


Свободный автор: Ирина Петрова

Фотографии: Николай Казаков


Театр на Народной улице уже в начале года порадовал зрителей новинкой. На этот раз выбор пал на инсценировку произведения современного автора  Михаила Шишкина «Письмовник». С легкой руки режиссера Наталии Лапиной, эта история сошла со страниц книги, обрела лица и голоса.

Для показа спектакля отвели малую сцену: до героев рукой подать, видно каждый жест, каждый маневр, каждую крохотную детальку, например,  игриво приподнятую бровь, укатившуюся монетку из рук или блеск слезы в самом уголке глаза . «Выпасть» из происходящего на сцене —  невозможно, не позволяет небольшое пространство и сама история. Мы же  чужие письма читаем, собрались в тесный кружок и слушаем про самое сокровенное, идущее от сердца.

пис 1

Либретто следующее. ОН и ОНА, первая любовь, недолгое время счастья взахлеб среди лугов деревни и жаркого лета. ЕГО забирают на фронт, влюбленные переписываются, а потом приходит похоронка… Тут уже ясно, что легким просмотр не будет. Но и готовиться к бесконечным причитаниям и горю без остановки не нужно. В антракте на программке я сделала пометку: «Очень нежный спектакль». Действие и правда, будто кружевное покрывало тончайшей работы, с каждой сценой пополняется новым узором. Есть место и для улыбки, смеха, задумчивости, грусти, уныния – спектр получаемых эмоций за 3 часа описать очень сложно. Ты их просто чувствуешь.

Отдельно хочется отметить главную героиню Сашеньку, в исполнении актрисы Александры Мареевой. Вначале мы видим девушку в ситцевом сарафане, она делится воспоминаниями о первых встречах с любимым, мечтательно закатывает глаза, так по-девчачьи вздыхает и будто немного стесняется  своих эмоцией. Но проходит время  — и перед нами уже женщина, усталая, можно даже сказать, не счастливая, потерянная и одинокая. И походка стала тяжелее, и плечи опустились, но в глазах все равно нет-нет, да промелькнет лучик радости от детского смеха или выпавшего долгожданного снега. Сашенька – это некий сборный образ по-настоящему русской женщины, с большим добрым сердцем и нелегкой судьбой.

пис 4

«Милая моя Сашенька», — так нежно и трогательно обращается в письме к возлюбленной Володя. Этот персонаж, сыгранный актером Андреем Аладьиным, не претерпевает возрастные изменения, попросту не успевает этого сделать — он погибает молодым на войне. Но образ Володи, только начинающего жить молодого парня, сделан не менее искусно. Хочется отметить и других участников постановки. У всех актеров было по несколько образов, и не было ни одного «средненько» сыгранного! Даже в сцене «в трамвае», где герои просто сидят и ничего не говорят, мне было сложно выбрать, за каким персонаже следить, настолько все происходящее —  в режиме «реального времени».

пис 3

После спектакля, я почувствовала себя по-настоящему живой, каждой своей клеточкой. Я мысленно обнимала всех своих родных и любимых, в голове «писала» каждому письмо о том, как я ими дорожу. Сердце стучало, мысли возвращались к последним минутам «Письмовника», к Сашеньке и Володе, которые, наконец, встретились.

«Послушай, я должна тебе что-то сказать. Там будет один человек, не удивляйся, он положит мне голову на колени. Почему? Потому что он меня любит».

пис 2