Искусство

Кому выгодно вкладывать в развитие искусства?

Выгодно ли вкладывать в искусство? Какие произведения сейчас ценятся больше всего на арт-рынке? И что делать начинающему меценату? Kulick.Magazine решил разобраться в этом.


Свободный автор: Руся Голубенцева


Инвестиции в искусство

«Искусство есть такая потребность для человека, как есть и пить. Потребность красоты и творчества, воплощающего ее, — неразлучна с человеком, и без нее человек, может быть, не захотел бы жить на свете» — говорил Фёдор Михайлович Достоевский. И действительно, искусство, как в классическом, так и в современном его понимании занимает сейчас, пожалуй, одну из главных ролей в нашей жизни. Его многогранность дает большую пищу для ума, рождает дискуссии среди ценителей и обывателей, приносит ни с чем несравнимое эстетическое удовольствие. В связи с этим в последнее время на арт-рынке как грибы после дождя появляются новые частные музеи, галереи современного искусства, в которых представлены молодые художники, а инвесторы на свой страх и риск берутся за переделывание давно не функционирующих городских  промышленных объектов в креативные пространства и культурные кластеры. Так кому же выгодно вкладывать в развитие искусства?

Первым, кто внес огромный вклад в развитие искусства в России, был Петр I. Благодаря стремлению к цивилизованному обществу, царь собирал большое количество предметов искусства, чем приобщал своих подданных к высокому. Время идет, а собирателей и почитателей искусства меньше не становится. На сегодня одна из инвестиций своих сбережений — несомненно, коллекционирование предметов искусства. Известно, что ценность таковых растет с каждым годом, порой достигая в приросте до 25% в год от первоначальной стоимости.

Для начинающих в сфере коллекционирования следует держаться особого алгоритма. Сначала следует посетить ведущие музеи и выставки, при этом очень вдумчиво анализируя всё увиденное. Тогда уже можно будет составить своё собственное представление о том, что нравится и к чему лежит душа. Советуют так же посетить несколько мастер-классов и лекций, связанных с искусством, и пообщаться с несколькими художниками, узнать их мнения о тех или иных направлениях. Далее следует найти зарекомендовавшего себя эксперта, так как его роль будет важна в процессе выбора предмета искусства, его оценке и переговоров с автором или владельцем. Следующим шагом будет покупка произведения. Не следует покупать всё на первых эмоциях и впечатлениях. Детально присмотритесь к своему выбору, попросите каталог с работами автора. Идеально будет, если увидев произведение и в пятый и в десятый раз, оно оставит то же впечатление, что и в первый. Покупайте в первую очередь для себя. Ведь даже если покупаете с целью в дальнейшем продать, во всяком случае, несколько лет она будет составлять часть вашего интерьера.

Как говорят эксперты, сейчас выгодно приобретать  произведения 60 — 90 гг., заслуженных художников и современных авторов. Кстати, приобретая предметы искусства современников, коллекционеры дают возможность их дальнейшего развития и успешного становления.

Собственные коллекции есть и у крупных компаний и банков. Например, американский банк J.P. Morgan Chase начал собирать предметы искусства ещё в 1962 году и сегодня их коллекция насчитывает более 20 000 экспонатов с достаточно внушительной стоимостью. А для справки хочется привести, что картина Бориса Кустодиева «Деревенская ярмарка», приобретенная французским собирателем на Sotheby’s в 1995 году за 49 200 фунтов, в 2009 году была продана на этом же аукционе за 2 840 000 фунтов, то есть за 14 лет она подорожала в 57 раз.

Большое количество открывающихся новых музеев, частных галерей и культурных кластеров связано с тем, что мощный толчок для шага навстречу современному искусству дал Лофт Проект «Этажи», начавший свою работу в 2007 году на Лиговском проспекте дом 74, на месте бывшего Смольнинского хлебозавода. Изначально «Этажи» замышлялся как лофт-офис с небольшой галереей. Сейчас же на площадях лофта размещено несколько выставочных пространств и художественных галерей, часть площадей сдаётся в аренду магазинам и кафе, также на территории комплекса расположена гостиница. На сегодня это одна из самых посещаемых галерей нашего города.

Помимо вкладывания инвестиций в приобретение предметов искусства и  развития креативных и выставочных пространств, следует поговорить и о кино, учитывая, что 2016 год – это год российского кино.

Для вкладывания денег в отечественное кино есть несколько путей.

Для того, чтобы состоялся кинопроект, необходим тот, кто делает кино, и тот, кто его финансирует. Источниками финансирования для российских фильмов служат государственные  и негосударственные источники. К государственным относятся бюджетные ассигнования, целевые программы, государственные заказы, гранты и так далее. Негосударственными источниками могут служить собственные, заемные и привлеченные средства.

Привлекая средства со стороны инвесторов, создателям фильма необходимо подготовить презентацию своего проекта – питчинг. На питчинге будет предоставлен синопсис картины, презентационный пакет, в котором обозначен бизнес-план, смета, режиссерский сценарий, календарный план и так далее.

Выгодно инвестировать в картины, снятые по популярному произведению. В независимости от того, понравится ли фильм поклонникам книги, как правило, он окупается в первый и второй уикенд. Например, фильм «Духless» по книге Сергея Минаева пользовался большой популярностью, в связи с чем картине был обеспечен большой бокс-офис. При бюджете картины в $ 2 800 000 за первый уикенд было собрано $ 5 200 289.

Инновационной формой финансирования принято считать краудфандинг (народное финансирование). Первой платформой краудфандинга в России стал проект Kroogi, основанный в 2007 году. Схема действий следующая: находится интересный по вашему мнению, мнению ваших друзей/знакомых и привлеченных киноэкспертов проект, который нуждается в финансировании. Подходов к перечислению денег есть несколько, но основные — это пожертвовать деньги без обратной прямой материальной отдачи нуждающихся, то есть вложить средства ради поддержания и развития искусства или же дать взаймы. Конечно, это один самых рисковых путей, так как можно многое потерять, но так же и многое выиграть. Например, крупнейшим в России проектом по сбору средств стал фильм «28 Панфиловцев». Он собрал по состоянию на начало августа 2014 года 20 миллионов рублей.

Кстати, краудфандинг можно найти не только в сфере кино, но и в других видах искусства, таких как живопись, музыка, театр, литература, различные арт-проекты и тому подобное.

Для того, чтобы вкладывать в искусство, помимо точного экономического расчета, необходимо иметь художественный вкус, любовь к искусству и интуицию. Но это действительно увлекательный процесс с точки зрения получения новых знаний и эстетического наслаждения. Как показывает практика, успешные инвестиции в искусство могут сочетаться с серьезным творческим увлечением. Отвечая на вопрос, кому же выгодно вкладывать в развитие искусства, можно смело ответить – всем! Начиная от бедного студента, который рублем может поддержать проект на сайте краудфандинга, заканчивая успешным бизнесменом, рассматривающим искусство как выгодные капиталовложения. Это действительно важная лепта в развитие и повышение культурного уровня людей, а также создание интересных и уникальных арт-проеков в стране. И пусть это долгосрочные инвестиции, но зато большая ниша для работы и потенциала.


Kulick Magazine — журнал про культуру и искусство. Смотрите больше наших практических видеочитайте интервью и вкладывайтесь в искусство!