Развитие джазовой культуры в Петербурге

Развитие джазовой культуры в ПетербургеАвтор статьи: Анастасия Видмайер

Искусство джаза всегда вызывал интерес среди меломанов по всему миру. Поэтому он быстро меняет формы, обрастает новыми именами и неожиданными инициативами. Джаз со своей столетней историей прошёл все этапы развития. В нём есть своя архаическая музыка, классика, романтизм, модерн и связи с фольклором. Джазовая сцена Петербурга – это пёстрая картина стилей, школ, направлений, в которых отражаются пристрастия и вкусы талантливых музыкантов и их слушателей.


Санкт-Петербург – город высокой музыкальной культуры. Здесь сильны традиции как классической, так и современной поп- и рок-музыки. Но всё же особое место в музыкальной палитре города занимает джаз. Увлечение советских молодых людей этим направлением возникло почти сразу после его зарождения в 20-е годы прошлого века в США. Пока в нашей стране шла гражданская война и только начинала образовываться новая власть, американские музыканты стремительно завоёвывали европейскую сцену. Одним из самых успешных ансамблей оказался состав пианиста Сэма Вудинга. В 1926 г. его гастроли прошли в Москве и Ленинграде и сыграли огромную роль в становлении российского и, в частности, петербургского джаза. Молодые музыканты сразу же загорелись желанием создать свои эстрадно-джазовые коллективы. И первым в этом нелёгком деле стал выпускник дирижёрско-хорового факультета Ленинградской Консерватории Леопольд Теплицкий. По направлению Народного комиссариата просвещения он отправился в Нью-Йорк и Фи-ладельфию для изучения джаза, а, вернувшись в 1927 г. в Ленинград, организовал «Первый концертный джаз-бэнд».

Широкую популярность советский джаз приобрёл в 30-е гг., во многом благодаря ленинградскому ансамблю под руководством актёра и певца Леонида Утёсова и трубача Якова Скоморовского. Им удалось сформировать оригинальный стиль «теа-джаз» (театральный джаз), основанный на сочетании музыки с театром и опереттой. Среди других известных советских биг-бэндов — московские оркестры Валентина Парнаха, Александра Цфасмана, Александра Варламова, Олега Лундстрема и ленинградские коллективы Генриха Терпиловского, Алексея Семенова и Эмиля Кемпера.

Отношение советского правительства к джазу было неоднозначным. Репертуар, состоящий в основном из зарубежных композиций, считали тлетворным и разлагающим сознание молодёжи. С приходом к власти Н.С. Хрущёва и началом «оттепели» гонения музыкантов были прекращены, но критика продолжалась. В это время стали появляться новые составы, одним из которых был ленинградский оркестр Иосифа Вайнштейна, «самый свинговый» биг-бэнд России. Костяк ансамбля составляли будущие звёзды советского и российского джаза – саксофонист Геннадий Гольштейн, трубач Константин Носов, пианист Давид Голощёкин, контрабасист Виктор Смирнов и барабанщик Станислав Стрельцов.

В 1958 г. самые преданные любители джаза (среди них были Наум Каждан, Валерий Мысовский, Владимир Фейертаг, Ефим Барбан, Владимир Юрченков, Юрий Вихарев), открыли первый советский джаз-клуб «Д-58». Именно здесь начали проводить лекции и выступать практически все ленинградские джазмены. Через год джаз-клуб был закрыт. Его деятельность продолжил клуб Ленинградского Государственного Университета, основанный Юрием Вихаревым, Александром Зайцевым, Валерием Мысовским и Георгием Васюточкиным. А когда ликвидировали и его, появился джаз-клуб Ленинградского электротехнического института. В его правление вошли Борис Дьяков, Виталий Шепшелевич, Натан Лейтес, Юрий Вихарев и Георгий Васюточкин.

Именно эти три клуба подготовили почву для основания в 1964 г. старейшего джаз-клуба «Квадрат». Его участники проводили огромную просветительскую деятельность, организовывали циклы лекций, концерты и фестивали. Как в годы застоя, так и в 90-е клуб собирал на джем-сейшн молодых музыкантов, став для многих из них стартовой площадкой в мир джаза. Несмотря на некоторые проблемы с помещением для проведения мероприятий, «Квадрат» жив и сегодня. Своим долголетием клуб обязан, прежде всего, основателям Натану Лейтесу и Виталию Шепшелевичу. «Квадрат» стал первым в стране официальным пропагандистом джаза и первым образовательным институтом, знакомившим слушателей с историей этой музыки и творчеством самых известных зарубежных музыкантов. Лекторы, выступавшие в течение 20 лет в абонементах клуба, стали авторами больших статей и книг о джазе. Это Владимир Фейертаг, Ефим Барбан, Виталий Шепшелевич, Юрий Вихарев, Ге-оргий Васюточкин, Валерий Мысовский и другие.

После потери места для выступлений в 2003 г. «Квадрат» запустил регулярные рейсы на прогулочных пароходах с джазовой программой. Они плавают по Неве в летнее время года и пользуются большим спросом. С 2006 г. джаз-клуб проводит еженедельные концерты («вторники») в Эллингтоновском зале Филармонии джазовой музыки. Сюда приходят не только известные, но и начинающие музыканты, которые импровизируют на темы джазовых стандартов, обмениваются опытом и новыми идеями. Это побуждает к рождению новых проектов и концепций будущих направлений.

В конце 2014 г. к 50-летию джаз-клуба «Квадрат» был организован двухдневный фестиваль, а 31 января 2015 г. в Доме-музее Ф.И Шаляпина открылась джазовая выставка-исследование под научным руководством историка джаза, заслуженного деятеля искусств России, профессора Владимира Фейертага. Каждую неделю на протяжении двух месяцев в музее менялись экспозиции, проходили мастер-классы, презентации книг и концерты, в которых участвовали музыканты, начавшие свой творческий путь с «Квадрата».

Сегодня в городе открыто несколько концертных площадок, на которых выступают питерские джазмены. Диксиленд, бибоп, свинг, симфоджаз можно услышать в Филармонии джазовой музыки. Её основатель – известный джазовый музыкант, мультиинструменталист, композитор, народный артист России Давид Голощёкин. Созданная с целью пропаганды джаза как серьёзного, высокого духовного музыкального искусства, Филармония входит в число элитарных джазовых клубов мира. Ежегодно на сцене Филармонии джазовой музыки и Площади Искусств проходит Международный фестиваль «Свинг Белой ночи», представляющий Санкт-Петербург как один из крупнейших в Европе центров джазового искусства и демонстрирующий высокий уровень отечественного и зарубежного исполнительства.

В 1994 г. в Таврическом саду силами пианиста и композитора Андрея Кондакова и Феликса Народицкого был создан «Новый джаз-клуб» (ныне «JFC-джаз-клуб»), который через два года перебрался в помещение на Шпалерной улице. Уютный маленький зал, неформальная и доброжелательная атмосфера быстро превратили клуб во второй значительный центр джаза в Петербурге. Каждый вечер на эту сцену выходят профессиональные коллективы, исполняющие музыку в различных стилях – от диксиленда до авангарда, от блюза до джаз-рока, фанка и эйсид-джаза, от мейнстрима до латино-американской музыки. Каждый год «JFC-джаз-клуб» проводит международный фестиваль «Джазовая весна в Санкт-Петербурге» и Фестиваль гитарного джаза. Со всего мира собираются виртуозы, открывают новые имена и удивляют публику своим исполнительством и импровизациями.

Еще одно крупное музыкальное событие Петербурга — международный фестиваль PetroJazz, на протяжении 11 лет объединяющий джазменов у стен Петропавловской крепости. В середине лета на берегу Невы звучит джаз и рок-н-ролл, этно и ворлд-мьюзик, кельтская и танцевальная музыка.

Помимо Филармонии джазовой музыки и «JFC» в городе есть ещё несколько хороших клубов. Каждый вечер музыканты выступают в The Hat Bar, Доме-7, Гравицапе, Jazz&Френии, 48 стульев. Практически все участники ансамблей – выпускники эстрадных отделений Санкт-Петербургского музыкального техникума им. М.П. Мусоргского и Государственного Института Культуры, где работают лучшие преподаватели джазовой школы.

Петербургская джазовая молодёжь не останавливается на каком-то одном джазовом стиле. Ребята любят различные современные течения, играют в биг-бэндах с представителями старшего поколения, входят в свинговый ансамбль саксофонов Геннадия Гольштейна, исполняют диксиленд и хард-боб. Среди наиболее известных составов, активно выступающих в наше время – ансамбль Давида Голощёкина, Ленинградский диксиленд Олега Кувайцева, группа Ars Nova Петра Корнева, Electric Project Андрея Кондакова, Four&More Алексея Попова, Acoustic Band Ивана Васильева, Квартет Имени Музыки Игоря Тимофеева и многие другие. Афишу любого концерта можно найти на ресурсах в сети Интернет (например, в ежедневной сводке по джазовым событиям), а узнать информацию о состоявшихся мероприятиях – на сайте и в журнале Jazz.ru.

Джаз стал такой же неотъемлемой частью городской культуры, как театр, балет, живопись и классическая музыка. Но, к сожалению, в последние годы он не столько живёт, сколько выживает. Перестав быть запретным искусством, джазовая музыка почти перестала интересовать новое поколение. Возможно, если появится постоянная поддержка со стороны государства или спонсоров, мы сможем рассчитывать на «второе дыхание» в джазе и его дальнейшее развитие. Но пока остаётся надеяться только на увлеченных энтузиастов, у которых есть желание продолжать традиции петербургского джаза.