Пять великих режиссеров-самоучек

1Автор: Людмила Чегодаева

Стивен Спилберг, Квентин Тарантино, Дэвид Финчер, Питер Джексон, Джеймс Кэмерон: эти имена у всех на слуху, а их картины собирают полные кинозалы во всем мире. Выдающиеся мастера своего дела, режиссеры бестселлеров нашего времени – «Аватар», «Терминатор», «Властелин колец», «Индиана Джонс», «Список Шиндлера», «Бойцовский клуб», «Семь», «Убить Билла», «Криминальное чтиво» — которые никогда не обучались у профессоров-теоретиков. Им помогали обстоятельства, люди, набитые шишки, они учились на собственных ошибках, но с упорством продолжали творить и воплощать свои идеи. Их путь к славе пролегал только на фундаменте собственных стремлений и желаний.

1. Стивен Спилберг

Трижды пытался поступить в школу кино, но трижды получал отказ, по причине того, что его работы не вписывались в каноны классического кино. Преподаватели назвали его бездарностью и отправили восвояси. Спилберга это ни сколько не смутило, и он отправился учиться по технической специальности. И закончил только благодаря тому, что не желал быть призванным во Вьетнам.

Началась же его карьера в далеком детстве, как и у большинства известных режиссеров, с 8 — миллиметровой камеры. Многогранный мир Спилберга требовал реализации: загадочные образы и сюжеты рвались наружу и теперь он знал, что может оживить их на экране, подарить людям волшебство, живущее в его душе.

С того момента как он заполучил камеру, он искал выход своим фантазиям, придумывал новые художественные приемы и образы. Его замыслы превратили жизнь семьи в кошмар: он ловил родных из-за угла со стрекочущей камерой, наряжал сестер в пришельцев и снимал сцены высадки инопланетных существ на землю, а однажды создал целую историческую драму про Вторую мировую войну со спецэффектами в виде пятицентовых хлопушек и самыми настоящими горящими занавесками.

Первую награду за свои труды он получил в 13 лет, опередив гораздо более опытных соперников — 40 минутный фильм «Побег в никуда» завоевал первый приз на конкурсе юношеских короткометражек. А в 16 он снимает своей первый «взрослый» фильм, продолжительностью более двух часов – «Небесные огни», который был показал в местном кинотеатре.

2. Дэвид Финчер

Маленькая 8-миллитровая камера, подарок на восьмилетие – первое знакомство Дэвида с миром кино. Околдованный магией затаившейся в картинках, покорных воле автора – он уже тогда понял, чем будет заниматься в жизни. Дэвид не выпускал камеру из рук: снимал, экспериментировал, творил и выдумывал все новые образы и персонажи.

После школы Финчер устраивается в компанию анимационных фильмов и начинает постигать тайны кинопроизводства на практике. На первых порах выполняет мелкие поручения – заправить пленку в кинокамеру, а позднее выступает в роли оператора в небольших сценах. Позднее он перебирается в студию к своему соседу Джорджу Лукасу, где имеет возможность работать над проектами космической саги и создании спецэффектов для «Индианы Джонс». Бесценный опыт.
Уже к 20 годам Давид решает самостоятельно работать над проектами. Для начала над рекламными роликами. Его социальный ролик о вреде курения произвел фурор. Дэвид показывает малыша в утробе матери, курящего сигарету.

И по сей день картины Финчера душещипательны. Его работы оставляют не просто след, а целые рубцы на сердцах людей. Свидетельством этому такие бестселлеры как «Бойцовский клуб», «Семь», «Игра», «Зодиак».

3. Джеймс Камерон

Нашел свое призвание только на двадцатом году жизни, посмотрев бестселлер «Звездные войны». До этого момента, так и не найдя себя, Джексон безуспешно окончил первый курс факультета физкультуры, через год сменил специальность на английский язык, а затем и вовсе бросил учебу. Поняв, к чему тянется его душа, Джеймс стал чаще посещать киноархив, где самостоятельно изучал техники спецэффектов в кинематографе.

Первая работа Камерона — 12 минутный ролик «Ксеногенезис», снятый на любительскую камеру. «Ксеногенезис» был по достоинству оценен и подарил Кэмерону шанс работать на студии «New world» в качестве художника по спецэффектам и мини-моделям. Это была отправная точка его пути в киноиндустрию.

Дебют Джеймса не был впечатляющим — «Пиранья 2: Нерест». Банальный и достаточно дешевый ужастик, бесследно затерявшийся среди тысяч других себе подобных. Несмотря на провал, Камерон продолжал работать и создал невероятную картину «Терминатор».
В работе Джеймсу помогала его школьная привычка фиксировать на бумаге идеи, образы, пришедшие на ум: металлический скелет под живой плотью, способность копировать облик других – все это было в записных книжках задолго до того, как он стал работать в кино.

4. Питер Джексон

Его дорога к режиссуре началась еще в раннем детстве, когда один из родственников подарил Питеру любительскую видеокамеру. Любовь к сьемке закрепилась мечтой снять ремейк «Кинг Конга». Первая попытка осуществления мечты состоялась еще в 13 лет, когда Джексон попытался соорудить из фанеры небоскреб Empire State Building, а в качестве фона использовал одеяло с изображением Нью-Йорка. К сожалению, жюри конкурса кинематографистов-любителей не оценили по достоинству картину юного дарования о монстре, который разрушает город.

Старт его карьере дал фильм «Bad Taste», который Джексон снимал в течение четырех лет вместе со своими друзьями. Картина произвела фурор не только в Новой Зеландии – родине режиссера, но на Каннском фестивале.

Затем последовала знаменитая трилогия «Властелин колец», после сьемок которой Джексону удалось осуществить свою детскую мечту – снять ремейк «Кин Конг», который зритель увидел в декабре 2005 года.

5. Квентин Тарантино

Любовью к кино проникся еще в ранние школьные годы. Чуть не каждый день он бегал смотреть кино в кинотеатр drive-in под открытым небом. «Я не ходил в киношколы. Я ходил в кино» — говорит о себе Квентин Тарантино. Школу он не любил, считая, что куда больше может познать самостоятельно. К пятнадцати годам, он садился за парту только несколько раз в неделю, а потом и вовсе бросил учебу, став заниматься тем, что ему интересно – учится актерскому мастерству.

Вечером посещает театральные курсы, а днем работает в кинопрокате. За время работы он пересмотрел сотни фильмов – от малоизвестных до суперпопулярных картин. Он впитывал как губка все составляющие интересного кино и изучал интересы широкой публики. Работа в видеопрокате и природный талант заложили лучшие качества будущей профессии – способность чувствовать нутром кино и понимать все нюансы интересного зрелища.

Увольняясь из кинопроката, Квентин устраивается разнорабочим на голливудской киностудии, всеми силами стараясь войти в мир кино. Даже на таком мизерном месте, Квентин смог зарекомендовать себя как неплохой сценарист. Однако, никто из Голливуда не стремился спонсировать дебют молодой самоучки, считая, что пустят деньги на ветер.

Несколько лет Квентин встречался с постоянными отказами. Безуспешные годы поиска спонсора – сделали из Тарантино настоящего бойца. И только спустя долгие четыре года ему улыбнулась удача: сценарий, написанный Тарантино за три недели нашел своего спонсора. Так появился на свет первый фильм Квентина Тарантино – «Бешенные псы».