провал и триумф театральных постановок

Провал и триумф театральных шедевров

Театральное искусство – явление субъективное, не всегда мнение публики совпадает с мировоззрением творца. Бывает, что автора с его «детищем» не понимают и признают за бездарность при первом представлении, но с прошествием лет открываются новые грани гениальности. Таких примеров много, рассмотрим некоторые из них.


Свободный автор: Елизавета Замесова


 А.П. Чехов «Чайка»

Премьера популярного спектакля состоялась 17 октября 1896 года в Петербургском Александрийском театре и закончилась провалом. Зрителей разочаровал излишний трафаретный драматизм, устойчиво закрепленный Александрийским театром, который никак не подходил к новой пьесе. Постановщиком являлся Е.П. Карпов –  неудачный режиссер, которого недолюбливал Чехов. На следующий день после показа все газеты пестрили рецензиями критиков о неудаче представления

«Пьеса провалилась… так, как редко проваливались пьесы вообще»
«Сын отечества», 1896, 19 октября, № 283

«Такого головокружительного провала, такого ошеломляющего фиаско, вероятно, за все время службы бедной бенефициантки не испытывала ни одна пьеса»
«Новости и Биржевая газета», 1896, 18 октября, № 288

 «Чайка» погибла. Её убило единогласное шиканье всей публики. Точно миллионы пчел, ос, шмелей наполнили воздух зрительного зала. Так сильно, ядовито было шиканье»
«Петербургский листок», 18 октября, № 288.

Злые ироничные отзывы критиков преследовали популярного автора. Расстроенный Чехов зарекается писать для сцены и уезжает из столицы. Проходит два года и МХАТ реабилитирует когда-то погибшее творение и раскроет в полной мере истинную мысль Чехова до публики. Постановщиками стали К.С. Станиславский и В.И. Немирович-Данченко. После ошеломительного успеха спектакль становится самым востребованным, а «Чайка» становится символом МХАТа.

провал спектакля чайка

В. Рейзингер «Лебединое озеро» 

Удивительно, что прижизненная постановка Чайковского не имела успеха. Премьера под руководством Юлиуса Рейзингера прошла 4 марта 1877 в Большом театре Петербурга. Публика посчитала постановку малодинамичной и скучной.

Герман Ларош писал: «Лебединое озеро»  едва ли не самый скучный балет, что дается в России». Причина неудачи объяснялась тем, что подготовка московской балетной труппы не смогла дотянуть до уровня музыки Чайковского и слиться в единое целое. Балет смог продержаться в репертуаре всего лишь 27 раз и позже исчез. Этот печальный опыт из-за слабой хореографии мог бы навсегда лишить любителей балетного искусства такой потрясающей постановки. Целых 18 лет прошло с момента провала. Воплотить желаемое и достичь высший уровень балетной подготовки удалось в 1894 году М.И. Петипу и Л.И. Иванову после показа второго акта балета. Главные партии исполнили балетные танцоры Пьерина Леньяни и Павел Гердт. Полная версия состоялась в 15 января 1895 года в Петербургском Мариинском театре.  По сей день «Лебединое озеро» является мировой классикой балета.

лебединое озеро балет
вывеска лебединого озера балет

М. Глинка «Руслан и Людмила» 

Первая идея о создании оперы Михаилу Ивановичу Глинке пришла еще при жизни А.С. Пушкина. Предполагалось, что предстоит совместная работа, но трагическая гибель поэта помешала планам. За помощью Глинка обращался к другим поэтам, кто был в соавторстве, доподлинно неизвестно. После пяти лет работы премьера состоялась в Петербурге 9 декабря 1842 года. Первые два акта были восприняты залом нейтрально и не производили впечатления. Ситуацию усложнила болезнь исполнительницы третьей партии Ротмира А.Я. Петровой-Воробьевой, и вместо нее вышла молодая и не совсем опытная А.Н. Петрова. Публика к тому времени стала охладевать. Не дождавшись окончания оперы, из зрительного зала уехал государь Николай Павлович и вся царская семья, это ознаменовало полный провал. Реабилитировать такую неудачу было крайне сложно. До сих пор регулярно вносятся корректировки к постановке. Тем не менее опера по-прежнему остается в репертуаре многих российских и зарубежных театров. Не зря музыкальный и художественный критик  Владимир Стасов называл «Руслана и Людмилу» «мученицей нашего времени».

руслан и людмила спектакль пьеса

Дж. Россини «Севильский цирюльник»

Версию Дж. Россини оперы «Севильский цирюльник» по одноименной комедии Бомарше в первый раз показа ожидала неудача, эта история занимает почетное место среди громких театральных провалов. Премьера состоялась в 1816 году в Риме. Новое видение Дж. Россини было ремейком на уже существующую комическую оперу, написанную в Петербурге 30 годами ранее итальянским композитором Джованни Паизиелло. Поклонники Паизиелло еще до начала представления были критически настроены. К скептикам в довесок произошла череда нелепых обстоятельств – на сцену выбежала кошка, которая не желала покидать место действия, актер роли Дона Базилио случайно споткнувшись, разбил лицо и вытирал кровь между оперными партиям. К счастью это был всего лишь «первый художественный блин комом», все дальнейшие выступления проходили с овациями и Джоаккино Россини получил признание зрителей.

И. Стравинский «Весна священная»

Скандалом обернулась премьера балета «Весна священная» в театре на Елисейских полях в Париже 29 мая 1913. В основу сюжета заложен сон Стравинского – обряд избрания девушки на роль танцовщицы для священного обряда, танца девушки во имя земли до изнеможения. Публика пришла в полное негодование от постановки Вацлава Нижинского под руководством Сергея Дягилева и музыки Игоря Стравинского. Неудивительно, новая постановка и правда отличалась от привычного шаблона. Танцы французской публике казались диковатыми и больше напоминали ритуальный танец под сумасшедшую музыку. Из зала доносились крики, осуждения в адрес артистов и постановщиков, требования прекратить это абсурдное действие. В зале во время шумного действа присутствовала известная еще только в узких кругах Габриель Шанель, с этого момента у Коко и Стравинского возникнет романтическая связь. Ей понравилось, как Игорь умеет взбудоражить публику. К слову, эта сцена ярко и достоверно, по отзывам очевидцев, отражена в фильме «Игорь и Коко», снятом в 2009 году Жаном Куненом.

Пройдет много времени до того, когда «Весна священная» станет одним из ведущих балетов для хореографов. Перерождение случится в 1959 году благодаря Морису Бежару, он внесет свои новшества в сюжет – танец жертвоприношения заменит на религиозное совокупление юноши и девушки. Для 1959-ого года подобная постановка вызывала шок у советской публики, кроме порнографии в то время ничего не увидели. Проходили годы забвения балета Стравинского, но интерес не угасал. В наше время «Весна священная» присутствует в постоянном репертуаре мировых театров.afisha-vesna-svyashhenaya

Что объединяет все эти постановки?

Наверное, то, что они написаны ранее своего триумфа, для будущей публики и времени. Театр, как зеркало. Как говорил Станиславский, «если бы смысл театра был только в развлекательном зрелище, быть может, и не стоило бы класть в него столько труда. Но театр есть искусство отражать жизнь».


Kulick.Magazine — не бойтесь провалов. Они не навсегда.