«Прощай, речь» Жан-Люка Годара

Автор статьи: Коля Кин

Трудно поверить, но что 50 лет назад, что сейчас, Жан-Люки Годар продолжает поражать, удивлять, открывать что-то новое, вводить новаторские приёмы в кинематограф.

Центральную идею одного из самых значимых писателей Японии Рюноскэ Акутагавы, а заодно и японского режиссёра Акиры Куросавы (смотри фильм «Расёмон»), Годар поведал при помощи всего лишь одного кадра.

Правда у всех своя и на экране, и в жизни, и в сердце. Момент рождения истины неуловим и необъективен. Что мы видим на самом деле? Почему мы смотрим на одну и ту же вещь, на одно и тоже событие, а видим разное? Почему мужчины и женщины так редко полностью откровенны друг с другом? Годар не даёт ответа, он просто первый кто сумел зафиксировать это на экране, при помощи 3D кстати (бывает что и 3D используют ради искусства!)

Быть может вы не знаете фильмов вроде «На последнем дыхании», «Жить своей жизнью» и более поздних работ Годара, но их влияние повсюду. Во многих вами любимых фильмах, включая знаменитое «Криминальное чтиво» Тарантино, например. А сегодня лишь узкий круг людей смотрит и терпит «Хвалу любви», «Фильм-социализм», «Прощай, речь», чтобы в каком-нибудь 2040-ом сказать новому поколению — «А, это Жан-Люк Годар первый придумал так делать…»

Жан-Люк Годар не просто талантливый режиссёр, а наверно, один из немногих кого можно без лишнего пафоса назвать гениальным. Поэтому не рассчитывайте понять его, а просто сядьте и терпите, это может стоить того.

Мой любимый момент — на экране мужчина и женщина, картинка расплывчата. Закрывая один глаз, видишь одно, закрывая другой — другое.