Kulick.Magazine, питер, петроград, маршрут, адреса Ахматовой

Прогулка по Санкт-Петербургу по следам Анны Ахматовой

Неспешный променад по адресам поэтессы Анны Андреевны Ахматовой под руководством свободного автора Kulick.Magazine Марины Кипреевой.  Место действия: Петроград-Ленинград.


Свободный автор: Марина Кипреева


«И воистину ты – столица
Для безумных и светлых нас».

(с) А.Ахматова

Каким он был, Санкт-Петербург начала XX века? Сверкал ли он бесчисленными блуждающими огнями, заманивал ли случайных путников в узоры ажурных решеток, очаровывал ли изобилием мостов и мостиков? Или отталкивал трущобами, доходными домами, улицами, заводящими в тупик? Город, которому посвящали стихи, который любили и ненавидели, который каждый открывал для себя с новой стороны…Особенным и родным стал Петроград и для Анны Ахматовой, «горькой любовью любимый» город.

Наш маршрут начнется близ станции метро «Спортивная»: Тучков переулок дом 17. Именно там осенью 1912 года в 29 квартире сняли комнату Анна и ее муж Николай Гумилев. По утрам супруги ходили завтракать в уютный ресторанчик «Кинжи» по соседству (1-я линия, дом 20).

Был переулок снежным и недлинным,

И против двери к нас стеной алтарной

Воздвигнут храм Святой Екатерины…

Свое жилище Анна и Николай шутливо именовали «тучкой», по названию переулка, и по словам Ахматовой, это была всего лишь маленькая студенческая комната, «в которой и сидеть-то было не на чем». Зато там всегда царила атмосфера молодости и беспечности.

…Я тихая, веселая, жила

На низком острове, который, словно плот,

Остановился в пышной невской дельте.

Совсем рядом —  Волховской переулок дом 2 — находилось знаменитое издание «Гиперборея», принадлежащее литературоведу и поэту Михаилу Лозинскому. В этом издательстве в мае 1914 года, перед началом Первой мировой войны, вышел второй сборник стихов Анны под названием«Четки». Книга с момента выхода и до 1923 года переиздавалася 9 раз, что было редким успехом для начинающего автора.

Но не будем задерживаться и направимся по набережной Макарова, к Биржевому мосту. Там на Мытнинской набережной, в мансардах на седьмом этаже обитал когда-то художник Натан Альтман, который в том же 1914 году написал знаменитый портрет Ахматовой, о котором сама поэтесса отзывалась так:

Как в зеркало глядела я тревожно

На серый холст, и с каждою неделей

Все горше и страннее было сходство

Мое с моим изображеньем новым…

Кутаясь между сеансами в желтую подаренную мужем шаль, изображенную на портрете, она пробиралась по карнизу в гости к друзьям: художнику Вене Белкину и его жене.

А мы следуем дальше к набережной реки Фонтанки  и останавливаемся у дома номер 18. Здесь в конце лета 1921 года поселилась Анна вместе со своей подругой: актрисой, художницей, создательницей волшебных кукол Ольгой Афанасьевной Глебовой-Судейкиной, и ее гражданским мужем Артуром Лурье.

Чтобы попасть к ним, надо было пройти в четвертый двор, подняться по черной лестнице на самый верхний этаж, открыть дверь в кухоньку и только через нее можно было попасть в темные комнаты со старинной мебелью, на стенах которых сплошь висели картинами Судейкина.

Но не будем здесь долго задерживаться, проследуем дальше, к знаменитому Фонтанному дому (набережная реки Фонтанки, 34), где поэтесса прожила почти 30 лет. Именно здесь в 1989 году был открыт ее литературно-мемориальный музей. После дома Гумилевых в Царском Селе у нее было много петербургских адресов, но Дом всегда  один – Фонтанный.

Первый раз Анна поселилась в северном флигеле у своего мужа Владимира Шилейко, осенью 1918 года. Тогда Петроград жил по законам военного коммунизма, и Ахматова рассказывала, что ее посылали рыть окопы у Литейного моста, убирать снег, чистить помойную яму, по наряду мыть общую кухню. В те годы (1918-20), она писала мало, стихи публиковались только в переодике, а с осени 1920 поэтесса начала служить в библиотеке Петроградского агрономического института (Фонтанка, 6). Тогда же она первый раз покинула Фонтанный дом, переехав на улицу Сергиевскую, где получила 2 комнаты от работы.

Вернется она спустя 5 лет, поселится в кабинете Пунина, за неимением отдельной комнаты —  в доме в то время жила первая семья Николая Николаевича. Вскоре к ним переедет и сын Анны – Лев Гумилев. Именно отсюда будет ходить поэтесса в следственный изолятор на Шпалерную улицу, а после и в Кресты.

Проследуем же и мы по ее маршруту, к последней на сегодня точке нашей экскурсии, на набережную, к монументу, посвященному жертвам политических репрессий, и к памятнику самой поэтессы. Можно сказать, что в поэме «Реквием» Анна  указала на место для будущей скульптуры, которую поставят только в 2006 году:

А если когда-нибудь в этой стране

Воздвигнуть задумают памятник мне,

… здесь, где стояла я триста часов

И где для меня не открыли засов.

В те года Анна жила, завороженная застенком, требующая от себя и от других неотступной памяти о нем, она проводила дни в тюремных очередях, чтобы отдать передачу сыну и убедиться, что он еще жив, целых 17 месяцев…

И я молюсь не о себе одной,

А обо всех, кто там стоял со мною,

И в лютый холод, и в июльский зной,

Под красною ослепшую стеною.


Все использованные в материале стихи принадлежат перу Анны Ахматовой. В качестве заглавной иллюстрации использована картина кисти художника Натана Альтман. Увидеть оригинал можно в  Русском музее.