Kulick.Magazine, Пабло Пикассо, Перинные ряды

Про Пикассо

Пабло Пикассо — гениальный художник, любимец женщин и человек, которому очень шли тельняшки. Свободный автор Kulick.Magazine Фрау Кронек затерялась  на  выставке в Перинных рядах и вдохновилась на рассказ об импозантном живописце.


Свободный автор: Фрау Кронек


 Выставка «Пабло Пикассо. Параграфы»  обволакивает в красное одеяло страстной натуры художника и под шепот богемного Парижа уводит к новым формам. Тонкая пелена голубой акварели и режущие душу графитовые штрихи — все эти грани творчества гениального испанца нашли свое место в экспозиционных залах Арт-центра.

Пабло Пикассо —  самый плодовитый и неистовый гений XX века, его творчество никак не умещается в рамки одного художественного направления. Он, как несравненный новатор стиля и метода, находился в постоянном поиске нового изобразительного языка. Пикассо необъятен и неизмерим.  Принимая это, оставим попытки пересказать его полностью, но возьмем на себя смелость вслед за устроителями экспозиции  точечно обратиться к некоторым параграфам его творческой биографии.

 «Я погрузился в синий цвет, когда понял, что Касагемас мертв»

Голубой период — один из самых ранних этапов творчества Пикассо. Он берет свое начало в глубочайших переживаниях художника, связанных с самоубийством его близкого друга Карлоса Касагемаса. Контуры фигур на работах Голубого периода не отвечают правилам классической перспективы, грубые очертания несчастных лиц далеки от академических образцов. Палитра тяготеет к синему цвету, картины исполнены боли, страха и какого-то монотонного, звенящего отчаянья. Живопись этого периода практически монохромна, отдает трагичностью и безысходностью, что иллюстрирует голодную и безрадостную жизнь Пикассо в эти годы.

трагедия
«Трагедия» 1903 год, относится к Голубому периоду

 

«Краски, как черты лица, следуют за изменением эмоций»

Розовый период. Колористика работ теплеет в 1904 году, с переездом в Париж. Герои Пикассо – циркачи, арлекины и комедианты, которых художник исполняет в жизнерадостных розовых, жемчужно-серых, охристых тонах. Все они наполнены движением и жизнью и отражают его восприятие окружающего мира. Пабло селится на знаменитом Монмартре, знакомится с Гертрудой Стайн, Анри Матиссом, Гийомом Аполлинером, что вводит его в круг парижской богемы. Там, в Париже Пикассо встречает Фернанду Оливье, которая становится его первой большой любовью и музой.

розовый
«В кабаре Лапин Агиль, или Арлекин с бокалом» 1905 года, картина относится к Розовому периоду

 

«Я собираюсь изобразить гитару и использую немного пыли»

В 1912 году Жорж Барк, приятель Пикассо разрабатывает технику Papier collés, которая заключается в создании изображений с помощью разнофактурной бумаги, газетных и журнальных вырезок. Совместно с Барком Пикассо обогащает имеющиеся художественные приемы, дает Papier collés новое развитие и создает коллаж. С помощью песка, гипса, пакетов и других материалов и предметов Пабло Пикассо придает поверхности своих картин небывалую фактурную выразительность. Считается, что эксперименты с коллажем являются закономерным продолжением кубизма, которому Пикассо положил начало еще в 1907 году своими «Авиньонскими девицами». Позже картины, выполненные в этой технике, составят собой новый вид кубизма – Синтетический.

стул
Натюрморт с плетеным стулом» 1912, картина относится к технике Papier collés

 

«…плач детей, плач женщин, плач птиц, плач цветов и камней, плач кирпичей, плач мебели, и кроватей, и стульев, и занавесок, и кастрюль, и котов, и бумаги, и плач запахов…»

26 апреля 1937 года стараниями союзников генерала Франко испанский город Герника был стерт с лица земли. Мирный городок в Стране Басков был уничтожен авиацией Люфтваффе лишь за неприятие режима Франко, что своей бессмысленной жестокостью потрясло общественность и предвосхитило неминуемое начало Второй мировой войны. Пабло Пикассо воспринимает это трагическое событие как личное горе, волны негодования и гнева заставляют его взяться за кисть, чтоб выпустить из своего сознания тот глубинный кошмар, который поселила в нем бомбардировка Герники. Эскиз за эскизом Пикассо создавал свой шедевр: искаженные от боли лица, корчащиеся в агонии тела, кричащий ужас во всем, что составляет детали картины. Чуть больше месяца потребовалось Пикассо чтоб выразить свой протест против жестокости и милитаризма, который был явлен в виде огромного полотна размером 3,5 м. на 7,8 м. Когда в парижскую мастерскую художника нагрянули из Гестапо, репродукции «Герники» заинтересовали незваных гостей:

Это сделали вы? – спросили они.

Нет, – ответил художник, – это сделали вы.

На Всемирной выставке в Париже в 1937 году «Герника» видела лишь спины посетителей. Большинство не признало тогда ее глубокого символизма, не увидело боли, которую Пикассо вложил в свое полотно. Осознание этого пришло только после войны, когда страшное пророчество «Герники» сбылось. Сегодня картина считается образцом кубизма и почти единогласно признается критиками самым значимым произведением Пабло Пикассо.

голубой
Герника (этюд) — Плачущая женщина 1937

 

«После Альтамиры всё – декаданс»

Так Пикассо говорил о наскальных рисунках в пещере Альтамира. Живопись эпохи палеолита вдохновляет художника на послевоенную серию работ Toros y toreros («Быки и тореадоры»). В этом цикле Пикассо использует художественные приемы и традиции изображения, отсылающие нас к архаическим источникам. Коррида – увлечение исконно испанское, традиционно несущее в себе важнейшую символическую составляющую нации. Пикассо был завсегдатаем коррид, пластику тореадора он считал наивысшим выражением совершенства человеческого тела, а сила и мощь быка воплощала в себе энергию и саму жизнь.

коррида
Toros y toreros — коррида от Пабло Пикассо

 

«Ничто не похоже так на пуделя, как другой пудель. То же самое можно сказать и о женщинах»

Темперамент Пикассо преобладал во всем. Не было более неистового и страстного любителя женщин. Вдохновляясь, теряя в очередной раз голову, он ощущал огромный прилив жизненных сил, что выливалось в небывалого масштаба творческий подъем. Искусство и женщины были для него неотделимы, взаимосвязаны, каждая возлюбленная находила свое отражение в его работах. Однако также как он освобождался в свое время от пройденных этапов Голубого или Арлекинского периодов, таким же образом он покидал и женщин, когда они переставали его вдохновлять.  Примечательно развитие образов его любимых женщин, раз за разом иллюстрирующее угасание его чувств и смену восторга скукой: от чувственного и нежного облика на первых картинах, до чудовищной, отталкивающей дисгармонии на последних. Жизнь всякой женщины, любившей Пикассо, становилась подобием ада, и только восхитительная Франсуаза Жило явила собой исключение из созданного художником правила. Ее портреты, несмотря на уничтожающую классические черты лица технику Пикассо, в большинстве своем прекрасны. Это многого стоит, недаром в ходу у парижских красавиц тех лет было выражение: «Чтоб тебя нарисовал Пикассо — глаза в ушах, нос во рту!». Оправдывать себя гению нужды не было, и сейчас мы понимаем всю ценность его новаторского стиля. Пикассо писал «не с натуры, а подобно натуре», считал, что для полного сходства есть фотография. В этом-то и состоит его важнейшее отличие от изобразительного языка классических образцов.

женщины
«Портрет Франсуазы» 1946 год

С произведениями печатной графики описанных периодов творчества Пабло Пикассо можно ознакомиться до 29 декабря 2015 года. Кроме того, экспозиция «Пабло Пикассо. Параграфы» с помощью серии этюдов «Рождение «Герники» даст возможность посетителю прикоснуться к таинству рождения великого полотна.