«Поворотные события» киносценария

«Поворотные события» киносценарияСвободный автор: Никита Зименков

Любое произведение искусства состоит из множества важных элементов, но главным компонентом кинофильма является история. И конечный результат всей работы во многом будет зависеть от того,  насколько интересно и удачно свой замысел реализует автор. А для этого сценаристу важно уметь соблюдать те или иные принципы сюжетостроения.

В основе кинокартины лежит сценарий. Его структура разнообразна и содержит значительное количество нюансов, о которых следует помнить.

Одной из таких составляющих является, так называемое, «поворотное событие». В частности, в своей книге «Как хороший сценарий сделать великим» Линда Сегер упоминает о «поворотном событии», как о методе, позволяющем значительно улучшить и преобразовать фильм.

Итак, для того чтобы лучше понять, как работает «поворотное событие» и для чего оно нужно, необходимо немного поговорить о структуре сценария.

Со времен Аристотеля любое драматургическое произведение, будь-то трагедии Шекспира или современный американский триллер, можно условно разделить на три части. Все имеет свою завязку, развитие и развязку, а говоря проще — начало, середину и конец. Именно это и подразумевают драматурги, когда говорят о трехчастной структуре сценария.

В книге «Как хорошо продать хороший сценарий» А. Червинский приводит в пример разделение сценария на три акта, которые тесно переплетаются друг с другом. Такая трехчастная структура, использующаяся в кино повсеместно, призвана облегчить восприятие и максимально вовлечь зрителя в происходящее.

Первый акт дает  представление о том, что будет происходить, кто главный герой, в какие обстоятельства он погружен, намечается основной конфликт произведения — это называется завязкой, занимающей первую треть фильма. Второй акт показывает главного героя в действии, обстоятельства усложняются, конфликт усугубляется — это развитие, составляющее основную часть кинокартины. И, наконец, третий акт, соединяющий в себе кульминацию и разрешение всей истории.

Но и этого (простого использования трехчастной структуры) бывает недостаточно.  И тогда, для постоянного поддержания зрителей «в тонусе», драматурги применяют «поворотное событие», которое кардинально меняет сюжет.

Существует два вида «поворотных событий». Одно из них находится после завязки, в первой трети фильма (окончание первого акта и начало второго). Проследить его достаточно легко, стоит лишь обратить внимание на хронометраж. Это «поворотное событие», как правило, происходит по истечении 30-35 минут экранного времени.

Основной задачей первого «поворотного события» является продвижение истории во второй акт. Оно дает толчок к дальнейшему развитию конфликта, насыщая и преобразуя сюжет.

Так, к примеру, в фильме «Призрак» режиссера Джерри Цукера, героя Патрика Суэйзи, убивают грабители, и именно его смерть является отправной точкой для дальнейшего повествования. В картине «Изгой», Роберта Земекиса, крушение самолета, в котором летел Чак Ноланд, приводит к тому, что он, остается один на необитаемом острове, и уже об этом будет идти речь. Еще одним ярким «поворотным событием» является картина братьев Вачовски «Матрица». Выбери  Нео синюю таблетку, истории о  борьбе людей против машин могло бы и не быть.

Точно так же работает и второе «поворотное событие». Располагается оно в начале третьего акта, за 20-25 минут до конца фильма. Его задачей является приближение истории к кульминации,  где будет разрешен основной конфликт произведения.

В фильме «Возвращение» А.Звягинцева, гибель отца потрясает братьев и моментально меняет историю.  В картине «Аватар»  Джеймса Кэмерона, уничтожение Древа Дома приводит к кульминации (финальная битва на’ви с людьми).

Помимо этого финальное «поворотное событие» может находится как перед, так и после кульминации, а также совпадать с ней. Существует такое определение, как сдвоенное «поворотное событие», означающее, что в фильме есть одно предфинальное «поворотное событие» и одно финальное.

Здесь будет уместно вспомнить фильм «Игра» Дэвида Финчера. Финал этой картины является ярким примером сдвоенного «поворотного события».

Сначала Николас Ван Ортон пробирается в офис компании CRS, где взбирается на крышу и берет в заложницы молодую девушку Кристин. Она призывает мужчину опустить пистолет и говорит, что за дверью стоит брат Николаса — Конрад Ван Ортон. Герой не верит ее словам и, как только дверь открывается, выстреливает. За ней действительно стоял Конрад, держащий в руках бутылку шампанского.  Это будет предфинальным «поворотным событием», меняющим направление истории. Николас Ван Ортон, видя, что совершил роковую ошибку, бросается с крыши здания — кульминация фильма. Падает же он на специально надутый мат. К нему подходит его брат и говорит, что все это было частью игры — финальное «поворотное событие».

Конечно же, помимо этих двух «поворотных событий» существуют еще перипетии, о которых рассказывал в своей работе «Между Адом и Раем» А. Митта. Следует помнить и о таких методах, как клиффхэнгер, когда фильм закончился, но неожиданно начинается завязка новой истории, которая впоследствии может быть использована для продолжения киноленты, а также ложный клиффхэнгер — намеренное завязывание сюжета без дальнейшего продолжения.

Однако все они направлены лишь на то, чтобы заинтересовать и удержать зрителя у экрана. Не существует какой-то определенной, выверенной формулы успешного фильма, но, возможно, зная, на чем основано сюжетостроение, какие бывают «поворотные события» и как они работают,  в дальнейшем  именно вам  удастся создать нечто интересное.
1