Полина Неведомская: «Иди в режиссуру, если совсем нет другого выхода»

Полина НеведомскаяАвтор: Анастасия Вовк

Театр «Федерация N» уже 28 декабря покажет свой премьерный спектакль «Хочу в кино», сюжет которого построен на киносценариях советских фильмов. Корреспондент «Kulick» побеседовал на перерыве между репетициями с художественным руководителем и главным режиссером Полиной Неведомской. Она рассказала нам о своем молодом театре и интересной работе.

Расскажите о Вашем театре.

Нам меньше года, открылся театр в марте 2014 года премьерой «Русалочка. Все ради тебя». Второй нашей постановкой стала «Соседка Райка», где в главной роли играет известная Петербургская актриса — Регина Щукина. А сейчас ты присутствуешь на репетиции нашего нового спектакля, третьего по счету, «Хочу в кино». Мы пытаем реализовать нашу безумную идею – создать картину по ассоциациям, по воспоминания и по темам, которые звучат в киносценариях таких фильмов, как «Полеты во сне и наяву», «В бой идут одни старики», «Начало», «Пять вечеров», «Любовь и голуби», «Москва слезам не верит».

Вы каждый раз играете спектакли в театральной гостиной VINCI?

У нас нет своей площадки, но здесь мы покажем только нашу новую постановку. Поэтому «Хочу в кино» мы делаем с прицелом именно на помещение гостиной VINCI. Хотя, спектакль никак не зависит от пространства, его можно играть в любой комнате. Все зависит лишь от того, как выложится актер.

Насколько я знаю, премьера «Хочу в кино» состоялась еще в ноябре?

Да, это было наше первое выступление. Мы все очень сильно перенервничали. На мой вкус, все прошло очень криво, и, я считаю, нам еще расти и расти. Но зрители нас хорошо приняли и даже реагировали на те моменты, на которые я никак не ожидала. Зритель сопереживал героям, это очень обрадовало.

Как вы находите пьесы, которые будут «цеплять» зрителя? Должно ли быть на это какое-то чутье?

Я не знаю, как я это делаю. Я просто такой же зритель: у меня есть семья и дети, проблемы, переживания, ну или нет их. Всегда говорю артистам, что я на стороне зрителя, если врете – я не верю, если начинается правда – это меня цепляет, а значит и зрителя тоже.
Считаете ли Вы, что можно стать профессионалом без режиссерского образования?

Любой профессионал тебе скажет, что в вузе тебя ничему не научат. Георгий Товстоногов рассказывал нам, что у них была возможность присутствовать на гениальных репетициях и учиться самим. Самое страшное, что может произойти, на мой взгляд, это, когда ученик клонирует своего учителя. Обучение любому искусству всегда такое – что можешь взять ты от своего учителя. Если будешь вкалывать, цепляться за каждое слово, верить своим учителям, то много добьешься. Надо помнить, что никто не сможет ничему тебя научит, надо учиться самому постоянно. Советская драматургия – это одно, классика – второе, зарубежная – третье… И каждый раз открываешь для себя что-то новое.

Как Вы находите подход к актерам?

В работе с артистами тоже нет определенного правила. Никогда не знаешь, как, что поможет ему раскрыться. Это все сплошной эксперимент.

Любите ли Вы современное искусство, современное театральные постановки?

Я люблю нестандартный подход. Театр должен быть разным, я считаю. Это как заставить всех есть яйца. А я не люблю есть яйца, я люблю лапшу! Единственное, сейчас нельзя издеваться над зрителем, а ведь бывают постановки, которые «прибивают», по-садистски относятся к зрителю. Мы находимся под постоянным прессингом в современном мире, но и в тоже время, театр не должен становиться только развлекательным, нет, ни в коем случае. Театр должен быть содержательным, с определенным смыслом.

Что Вы можете посоветовать режиссерам, которые только в начале своего творческого пути?

Для начала хочу сказать, чтобы шли в профессию, если совсем нет другого выхода. Вообще никакого. Если вообще ничего больше не плющит, не трогает, то только в этом случае. А потом учиться, много и упорно.