img-plakatu-site

Плакатное искусство в СССР

Мы привыкли относиться к старым советским плакатам, как к средству агитации и пропоганды. Но была ли это единственная цель их создания? Kulick.Magazine разобрался в истории плакатного искусства!


Свободный автор: Руся Голубенцева


Огромное количество баннеров, афиш и рекламных плакатов самых разных размеров, форматов, уже давно не в новинку современному человеку. От количества и качества рекламы люди уже перестали находиться под её воздействием и лишь бросают дежурный взгляд и проходят мимо, а некоторые и вовсе не замечают. Реклама продуктов питания и одежды, социальные плакаты о вреде курения и использования мобильного телефона во время вождения, агитационные предвыборные плакаты развешанные порой в самых странных местах, с ярким лозунгом партии или лицом, стремящегося в Думу или Загс собрание, депутата. Всё это превратилось в своего рода «кашу» из не всегда нужной информации для народа.

На сегодня плакаты утратили свою первоначальную суть, в то время как в Советском Союзе они являлись яркими, красочными, лаконичными и художественными средствами рекламы, агитации и пропаганды, побуждающие к действию и воздействующие на сознание советского народа.

Советские плакаты

Так что же послужило такому резкому переходу от художественных советских плакатов к современной рекламе?

Начиная с 90-х гг. прошлого века с развалом Советского Союза образовалась демократия, и на рынок нашей страны пришло большое количество различных дефицитных продуктов и вещей. С приходом демократии пришла и свобода во многие сферы жизни людей. Поступление на рынок импорта привело за собой и свою рекламу. И советские агитационные, рекламные и прочие плакаты канули в лету. Народ стремился ко всему новому и необычному.

Власть Советов же строилась на большой агитации коммунистического строя, и мощным рычагом пропаганды сделало СМИ. Наравне с газетами, а позже радио, и появляется тот самый советский плакат.

Первые плакаты появились ещё в период гражданской войны. Они часто заменяли газеты, имели относительно небольшие размеры и всего 1-2 цвета, так как художники работали в период дефицита карандашей и красок. Затем этот мобильный вид искусства быстро закрепил свои позиции в СССР.

Советский плакатСамый известный художник плакатного искусства был Дмитрий Стахиевич Орлов, который работал под псевдонимом Дмитрий Моор. Он говорил: «Плакат – это разящий удар, направленный на голову классового врага, это – возбудитель активности масс, и ему должно быть оказано надлежащее внимание».

Его известный плакат «Ты записался добровольцем?» классический пример исключительно идейно-художественной мысли. В лице красноармейца олицетворен пролетариат, завод является символом труда, рожденного революцией, а чёрный дым за ним — опасность. В плакате четко просматривается политическая страстность, решительность, воля и выразительность.

Впоследствии Д. Моор повторит плакат с новым призывом «Ты чем помог фронту?», но плакат останется почти незамеченным. Перед художниками-плакатистами стоит важная задача поиска новых идей и тем.

Советский плакатПлакат «Родина-Мать зовет!» грузинского советского живописца и графика Ираклия Моисеевича Тоидзе появился спустя неделю после начала войны, издавался миллионами тиражами и был переведен на все языки народов СССР. Плакат имеет большую психологическую и патриотическую подоплёку – символичность в лице взволнованной, но такой сильной русской женщины, и в её динамичном призывающем жесте. Плакат отвечает мыслям и переживаниям народа во время войны.

Владимира Маяковского по праву можно назвать первым «копирайтером». Он автор огромного количества коммерческих и социальных рекламных и политических плакатов. Работая в «Окнах РОСТА» в плакатном отделе, его главной задачей было наглядно и остроумно высмеять врагов и поддержать советскую власть. Плакатам Маяковского присуще схематизм и символизм, который тесно сливался с его стихами. Первые плакаты известного поэта рисовались вручную, а затем уже создавались с помощью трафаретов.

Советский плакатСатирические плакаты часто рисовал творческий коллектив советских художников-графиков и живописцев – Кукрыниксы. Это союз трёх художников — Михаила Куприянова, Порфирия Крылова и Николая Соколова. Известный плакат «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!» броско отражает противостояние героя-солдата и шаржированного Гитлера.

Рекламные плакаты пользовались популярностью в 30-60 гг. Яркие изображения сопровождались лозунгами, например как: «Лучших сосок не было и нет. Готов сосать до старых лет», или как вот: «Этой марки тарталетки любят взрослые и детки». Очень часто встречалась приписка: «требуйте во всех магазинах». Рекламировали всё, начиная от пищевых товаров, заканчивая карандашами и лезвиями для бритв.

Мысль о советском рекламном плакате как нельзя правильно высказал Анастас Микоян: «Задача советского рекламного плаката в том, чтобы дать людям точную информацию о товарах, находящихся в продаже, помочь им сформулировать новые требования, привить новые вкусы и запросы, стимулировать продажи новых видов товаров и объяснить способы их использования потребителю».

Помимо политической пропаганды, советская власть боролась с пьянством, призывала к здоровому образу жизни и выполнению трудовой дисциплины.

Советские плакаты

Афиши кинофильмов плакатное искусство тоже не обошло стороной. Всего на одном плакате художники могли выразить всю суть фильма. Впоследствии авторы сделают больший акцент на исполнителей главных ролей.

Советские плакаты

Советский плакат это настоящий дух времени. Это наглядное изображение жизни XX века. Его массовость, доступность зрителям, лаконичность, красочность, простота и выразительность прочно закрепило своё место в жизни Советского народа. Плакаты наглядно показывали, чем жил народ той эпохи: кого славил, с кем воевал и как подавлял врага, как демонстрировал успехи и богатства Родины, как рекламировал товары собственного производства, пропагандировал здоровый образ жизни, устанавливал рамки поведения на работе и вне, демонстрировал идеалы, как отзывался на все события в мире. Советский плакат служил идейным вдохновителем и был нравственным ориентиром всей страны.


Kulick.Magazine — журнал про культуру и искусство. А ты прочитал статью, товарищ?