ПАУЛО КОЭЛЬО ФЕНОМЕН КНИГИ

Феномен Пауло Коэльо

Имя Пауло Коэльо знает каждый второй. Его книгами упиваются миллионы людей. Что принесло писателю такую популярность и чем его произведения привлекают внимание читателя?


Свободный автор: Елизавета Долженкова


Имя в заголовке принадлежит бразильскому писателю Пауло Коэльо. Его творчество в общей сложности насчитывает 20 работ, общий тираж на всех языках превышает 300 миллионов. Такая популярность и востребованность усиливает интерес к секрету успеха писателя. Существует ли здесь феномен данного автора?

Господин Коэльо — человек свободных интересов, протестный по своей природе. В его биографии есть открытые факты о разногласиях в семье, о брошенной учебе, о бунтарском поведении. За подобными событиями последовали три курса лечения в психиатрической больнице, путешествия по Мексике, Перу, Боливии, Чили, Европе и Северной Африке как побег на пути к собственному «Я», тюремный срок. Читатель не удивится такому жизненному пути творческого человека. Подобный образцовый путь, возможно, даже неизбежно ведет к писательскому творчеству. Столько рассказать, столько описать, стольким поделиться, стольких вдохновить!

В основном, составляющими произведения являются авторская позиция с идеями, опытом, наблюдениями и герои, которые могут повторяться по своей эмоциональной наполненности (например, тип «человека в футляре»). Знакомство с книгами Коэльо, например, «Алхимик», «Брида», «Книга воина света» и другими покажет читателю автора, чьи герои неизменно страстно мечтают, идут по духовному пути, пути познания, находятся в поиске собственной судьбы. Герои же дуалистичны друг другу: либо человек еще молод, но вдохновлен на поиск высших смыслов, либо человек стар, проживший свое, а потому мудр, опытен, безмятежен. Анализируя другие книги Коэльо все так же встретятся подобные пересечения авторских идей (поиск себя, мечты) и героев с «багажом» знаний и опыта или его отсутствия. Книга «Алеф» о пожилом писателе, пресытившимся собственными духовными достижениями, чувствующем, что его жизнь зашла в тупик. Книга «Заир» о мучительных поисках человеком понимания любви как свободы. В упомянутых «Алхимике» или «Бриде» герои устремлены к познанию мира, своим мечтам (пастух Сантьяго стремится к египетским пирамидам). «Вероника решает умереть» — история о девушке и её неудачной попытке суицида, но с твердым намерением это исправить. И именно в эту передышку спасения и окончательного решения героиня снова вдохновлена жизнью, даже влюблена, хоть и смертельный итог окончателен. «Одиннадцать минут» о проститутке Марие, которая «захлебывается» в сексе и многих его проявлениях, считая это путем понимания своей личной природы. Её мысли и переживания приводят к пониманию высокой ценности жизни, весомости истинной любви. Из раза в раз читатель вместе с персонажами Коэльо будет искать судьбоносный путь, следовать бесконечному самоанализу героев, сопереживать их мечтам.

Популярность Коэльо становится понятней. Его читатели вдохновляются историями героев, которые мечтают, которые готовы к опыту переживания душевных страстей, особым даром силы жизни. В нашей реальности быта и насущных проблем нет времени на реализацию собственных желаний. Слишком предсказуемы мысли практически любого человека, например, об оставленных детских мечтах стать космонавтом, актрисой, поваром, цирковым артистом. Но на страницах книг Коэльо духовный путь с испытаниями и самоанализом вознаграждается пониманием «своего Я». Обычному человеку этого нелегко достигнуть. Есть цели успешной карьеры, материальных благ. Не прекращается примитивный список желаний подобных христианским грехам «Чревоугодия» или «Блуда». Некогда судьбу свою анализировать, некогда стремиться к пирамидам как образу чего-то далекого и высокого. Единицы не забывают свои мечты, потому следуют им и готовы уподобиться героям Коэльо и убежденно заявлять о ценности истинной любви или каким-либо духовный открытиям.

Произведения Коэльо — это контраст серым будням обычного человека. Каждый стремится их «разукрасить», а зачастую попросту оправдать: «Я не стал космонавтом, потому что…», «Да я бы никогда не стала актрисой, я тихо говорю». Поклонникам Коэльо вновь и вновь нужны его истории о других ярких жизнях, об удивительной духовной наполненности обычного человека, о «декорациях», которые не найдешь в повседневности. Упомянув биографию Коэльо, стоит понять, что подобный путь свойственен самому Пауло. И его успех в том, что легким писательским слогом он заражает людей на страстность проживания жизни, на мечтания, на духовный полет. Но не всем подобное под силу! Хотя бы из собственного малодушия и трусости. Тиражи Пауло будут увеличиваться, пока читатели жадно будут упиваться историями о чужих пройденных духовных путях, об их мечтаниях, об их вкусе жизни. С одним согласиться стоит: «Каждый сам несет ответственность за свою жизнь…» (Пауло Коэльо «Дьявол и сеньорита» — прим. ред.).


Kulick.Magazine — наш путь пролегает через искусство!