river

Памяти Ривера Феникса

Ровно 26 лет назад мировой кинематограф пережил большую потерю — из жизни ушел на редкость талантливый и многообещающий актер Ривер Феникс. Магнетическая внешность и тонкость восприятия — вот что отличало этого не по годам смышленого и чувствительного парня. Благодаря такому восприятию он полностью вживался в роль, и сегодня мы вспомним о некоторых из самых ярких актерских работ Ривера.


Свободный автор: Анастасия Акопова


Те, кто близко знал Ривера, единодушно отмечали его умение отдаваться делу и непоколебимую верность своим принципам. Прирожденный актер, он часто вступал в дискуссии с режиссерами, настаивая на своем видении персонажа и привнося в его характер новые черты. Гитарист-самоучка, он считал музыку своей главной страстью и стирал пальцы в кровь, репетируя песни для своей рок-группы Aleka’s Attic. Противник любого насилия и веган, он боролся за этичное обращение с животными еще задолго до того, как это вошло в моду, и убедил многих своих друзей перейти на растительное питание.

Каждого, кто хотя бы немного знаком с творчеством Феникса, обескураживает его немыслимо ранняя гибель. На момент смерти актеру было всего 23, и тем внушительнее кажется количество сыгранных им ролей.

“Останься со мной”/ ”Stand by Me” (1986)

Роль Криса Чемберса в приключенческом фильме “Останься со мной”, снятом по мотивам повести Стивена Кинга “Тело”, принесла 16-ти летнему Риверу широкую известность и окончательно утвердила его как киноактера. Фильм рассказывает о том, как четверо закадычных юных друзей тайком от родителей отправились на поиски мёртвого тела пропавшего подростка. Почти все действие картины происходит на открытом воздухе, и красота нетронутой североамериканской природы вторит по-детски беспечному настроению ребят.

filmz.ru

Но не так уж наивен герой Феникса — самый старший и авторитетный из четверки. Он руководит походом, дает друзьям советы и разрешает все их споры. Крис — мировой парень с репутацией хулигана, и ему хорошо удается скрывать, как сильно его ранит несправедливое отношение школьных учителей. Он уже всерьез задумывается о будущем, сулит лучшему другу Горди карьеру писателя и понимает, что ему самому выбиться в люди будет сложно.

Нужно отдать должное всему актерскому составу фильма — в 14 лет такая мастерская игра достойна аплодисментов. И все же персонаж Ривера — драматически самый сложный и многогранный. Уже в этой полудетской роли проявилась глубина его актерского таланта. От мальчишеского задора он мгновенно переходит к абсолютной серьезности, болтовню поддерживает с очаровательной небрежностью, а в откровенном диалоге с Горди выглядит безнадежно обреченным.

Уил Уитон, сыгравший Горди, признавался, что Ривер, бывший немногим старше, был таким “крутым и умным”, что на время съемок стал мальчикам “кем-то вроде отца”. И, возможно, эта роль далась Фениксу так хорошо, потому что ему и в жизни часто доводилось быть наставником и миротворцем.

“Бег на месте” / “Running on Empty” (1988)

running-on-empty-1988-00-21-53

Всего два года спустя Ривер снимается в драме о семье, которая колесит по Штатам, каждые полгода переписывает свою историю и меняет фамилию, скрываясь от властей. Всему виной — поджог лаборатории напалма, предназначенного для военных действий во Вьетнаме. За свои антивоенные взгляды в семье расплачиваются теперь не только родители, но и их сыновья, старшего из которых играет Феникс.

Дэнни Поуп вынужден изображать из себя то спортсмена, то гитариста, красить волосы и носить очки, чтобы его не могли узнать, и за долгие годы в бегах привык врать на ходу и выбираться из дома через окно. То, что мы знаем о нем наверняка, — он хочет стать пианистом. Упражняется в музыке Дэнни на сломанном синтезаторе, и когда ему наконец посчастливится поиграть на настоящем рояле в доме своего нового учителя, он познакомится с его дочерью — девушкой, которая заставит пошатнуться его привычную модель поведения.

“Бег на месте” показывает нам другого Феникса, уже совсем взрослого и зрелого. Зрелого не только как актера, но и как человека. Чтобы так сыграть вечного скитальца, нужно понимать, что такое неприкаянность. Чтобы так сыграть неловкость на первом свидании, нужно хорошо разбираться в отношениях мужчины и женщины. Чтобы так сыграть, наконец, на фортепиано, нужно этому научиться! До съемок картины Ривер не умел играть и не знал нот. Но в фильме неоднократно можно видеть, как он исполняет фортепианные пьесы, причем создателям не пришлось прибегать к монтажу. Актер был уверен, что зрителю необходимо видеть не только руки играющего, но и его самого, и для реалистичности выучил на память несколько произведений.

Ривер наделил своего героя внутренней силой и лиризмом, и его старания не прошли незамеченными — за роль Дэнни его номинировали на Оскар за лучшую мужскую роль второго плана.

“Дурная кровь” / “Dark Blood” (2012, снят в 1993)

dark-blood

Чтобы выпустить эту картину в свет, ее создателю Джорджу Слуцеру понадобилось почти два десятилетия. Это последняя роль Ривера, и сыграть ее до конца актер не успел. Но в 2012 году режиссер отважился собрать отснятый материал, а отсутствующие сцены заполнил закадровым повествованием. В итоге фильм получился вполне цельным, и мы бесконечно благодарны Слуцеру за то, что он не дал картине погибнуть.

Если раньше Феникс играл исключительно положительных героев, то в этот раз его персонажа, неуравновешенного вдовца-отшельника по имени Бой, живущего в пустыне со своим верным псом, положительным назвать трудно. В его жилах течет смесь кровей индейцев и белых людей, “дурная кровь”, как он ее называет. Он горячо любит землю, которая его взрастила, дружит с индейцами, превосходно стреляет и в ожидании конца света мастерит кукол вуду. Бой привык быть один, и когда в его пустынные края волей случая заносит семейную пару,  он спасает ее от погибели и дает приют в своей деревянной хижине. Но отпускать мужа и жену он не спешит, и жить этим двоим теперь придется по его законам — Бой становится их единоличным хозяином.

Поразительно, как Ривер вжился в образ этого страстного, своенравного безумца. В роли Боя он довел пластику и мимику до совершенства. В его глазах горит дьявольский огонь, губы кривятся в болезненной усмешке, движения точны и проворны, а в голосе звучат власть и желание. И, несмотря на крутой характер Боя, зритель неизбежно проникается к нему сочувствием. Он безнадежный мечтатель и настоящий поэт, и тем, кто посмеет посягнуть на его свободу, землю и мечты, не поздоровится. Бой безраздельно отдается тому, во что верит, и не терпит обмана.

“Дурная кровь” показывает нам новую грань таланта Феникса. Здесь он раскрывается через ярость, через страсть и страдание, и к концу фильма напряжение в герое достигает своего апогея.

После смерти актера многие его друзья и коллеги признавались, что его личность так и осталась для них загадкой. И самому пытливому зрителю сложно разгадать, что именно в нем так цепляет. Гас Ван Сент, работавший с Фениксом над фильмом “Мой личный штат Айдахо”, однажды сказал, глядя на фотографию Ривера: “Главное в актерской игре — то, что можно прочесть по лицу. И в хороших фильмах это — боль. Вы можете и не увидеть в нем боли, но если приглядитесь к нему, поймете, что она у него на лице”.

Трагический уход Ривера придал его наследию исключительную ценность. Навечно оставшись в памяти зрителей юным гением с проницательным взглядом, Ривер стал недосягаем для недоброжелательных нападков и критики, которые рано или поздно начинают преследовать каждого одаренного актера. Феникс приобрел статус легенды, и интерес к его работам не иссякает до сих пор.


Kulick.Magazine — помним великих.