оскар музыка композиторы

Оскар за музыку: о лучших композиторах Голливуда

Говорить о том, что музыка и кино не просто тесно связаны, а образовали между собой нерушимый союз, вряд ли имеет смысл. Мы решили рассказать о самых известных композиторах Голливуда.


Свободный автор: Валерия Мещерякова


Почти все современные светские композиторы завоевали признание публики благодаря сотрудничеству с большим кино. Киноакадемия номинирует музыкантов аж с 1935 года, что демонстрирует самое прямое влияние деятельности композиторов на весь съемочный процесс.

джон уильямс оскар композитор

Вы можете не вдаваться в подробности создания фильмов и не знать никого, кто над ними работал, кроме исполнителей главных ролей, но даже если вы и не слышали имя Джона Уильямса, то, наверняка, слышали его музыку. «Челюсти», «Гарри Поттер», «Список Шиндлера», «Звездные войны», «Индиана Джонс», «Один дома», «Парк Юрского периода» — мы не будем перечислять весь послужной список маэстро, так как уместить его знаменитые труды можно разве что в отдельную брошюру. Практически рядом с каждой композицией стоит номинация на «Оскар», коих на сегодняшний день уже 50 и вряд ли это предел. Несмотря на огромное количество номинаций и побед на «Оскаре», «Золотом глобусе», «BAFTA», «Эмми», «Грэмми», Джон Уильямс, к нашему великому счастью, не стал тем композитором, который творит исключительно «под» очередную премию. Его музыка всегда отражает настроение фильма любого жанра и говорит со зрителем порой доходчивее актеров.

эннио морриконе оскар композитор музыка

Имя итальянца Эннио Морриконе знакомо даже тем ценителям прекрасного, кто слушает музыку ради самой музыки и от кинематографа далек. Написание музыки для фильмов – лишь часть его профессии. Автор хоть и обласкан в Голливуде, и очень плодовит (он работал более чем над 400 фильмами и сериалами), оценен киноакадемией по достоинству всего дважды: в 2007 году Морриконе получил «Оскар» за выдающиеся заслуги в кинематографе и в 2016 за музыку к фильму «Омерзительная восьмёрка». Сам композитор признается, что ждать вдохновения он не привык и относится к своей профессии со всей серьезностью и некоторой прагматичностью: «Я не могу себе позволить сидеть и долгие годы ждать вдохновения. Просто сажусь и работаю, и музыка приходит сама». Широкую известность гениальный Эннио получил, работая над музыкой к спагетти-вестернам, имя Морриконе у многих ассоциируется именно с этим жанром. Сотрудничество с Бернардо Бертолуччи, Сальваторе Сампери, Дарио Арженто в родной Италии и с голливудскими гигантами Романом Полански, Оливером Стоуном, Терренсом Маликом, Квентином Тарантино подняло имя Эннио Морриконе почти на недосягаемую для коллег по цеху высоту.

kinopoisk.ru

В списке «100 гениев современности», составленном газетой The Daily Telegraph, Ханс Циммер занимает 72-е место. Если бы список был исключительно о гениях музыкальной сферы, фамилию этого композитора мы бы не увидели рядом с двузначным числом. За его плечами работа не только над самыми высокобюджетными фильмами современности («Перл Харбор», «Пираты Карибского моря», «Код да Винчи», «Гладиатор», «Интерстеллар» и др.), но и над настоящими шедеврами мультипликации («Спирит: душа прерий», «Мадагаскар», «Гадкий я», и, конечно, «Король лев», принесший Циммеру «Оскар»). Настоящее признание пришло к творцу, когда написанная им главная музыкальная тема из фильма «Человек дождя» была замечена и номинирована киноакадемией. Заветную статуэтку Ханс Циммер тогда не получил, зато получил очень выгодные контракты и одобрение как критиков, так и зрителей. Музыка Циммера всегда непредсказуема и эпична: «Мой стиль работы – это анархия. Задача композитора не слепо выполнять указания режиссера, а создать то, что он на самом деле хочет, что у него в голове». Циммер начинал свою карьеру в 70-е, играя на клавишных в группе «The Buggles», как и его коллега Говард Шор, который был саксофонистом рок-команды «Lighthouse».

говард шор композитор властелин колец музыка оскар

Неизвестно, как бы сложилась профессиональная судьба Шора, реши он навсегда связать свою жизнь с хард-роком, но, по нашему мнению, сосредоточившись на карьере композитора, Говард Шор не прогадал. Его первым фильмом была драма «I Miss You, Hugs and Kisses» (1978), однако настоящая слава пришла к нему вместе с трилогией «Властелин колец», саундтреки к которой принесли Шору по «Оскару» за каждую часть. Ассоциировать имя этого композитора исключительно с детищами Питера Джексона не стоит. «Молчание ягнят», «Эд Вуд», «Семь», «Отступники», «Банды Нью-Йорка», «Сумерки» и практически штатная работа у Дэвида Кроненберга делают Говарда Шора крайне востребованным. Но распыляться автор не привык, и темп его работы достаточно сдержан: выпуская не больше, чем 1 фильм в год, «сверхурочно» Шор работал только для друга Джексона.

джеймс хорнер оскар музыка композитор

Джеймс Хорнер, в отличие от Говарда Шора, был более плодовит. Одновременно он мог работать над двумя-тремя, а то и более, фильмами. К счастью, это никак не сказалось на качестве картин, над которыми трудился композитор: «Джуманджи», «Балто», «Легенды осени», «Храброе сердце», «Троя», «Игры разума», «Аватар» и, конечно, принесший Хорнеру аж 2 «Оскара» «Титаник». Музыка из драмы Джеймса Кэмерона разошлась тиражом в 27 миллионов экземпляров. «Мне хотелось, чтобы каждый поворотный момент фильма зритель прочувствовал всем сердцем, когда мы теряем персонажа, когда кто-то побеждает, кто-то проигрывает, когда кто-то исчезает – каждый раз я слежу за тем, что должно чувствовать сердце зрителя, такова моя основная задача» – так говорил о своей работе сам Джеймс Хорнер.  Творчество этого автора очень разнообразно: от кельтских мотивов в исторических драмах до простых, но увлекающих даже самого маленького зрителя мелодий в мультфильмах. В общей сложности у Джеймса Хорнера 10 номинаций на премию «Оскар» и, наверняка, настолько талантливый и увлеченный своей работой композитор еще не раз оказался бы в списках киноакадемии. К сожалению, Джеймс Хорнер погиб в авиакатастрофе в 2015 году. Современный музыкальный пантеон лишился одного из своих самых одаренных представителей.

Многие справедливо отметят, что «Оскар», как и любая другая премия, субъективен. Но вряд ли можно поспорить с тем, что благодаря вниманию киноакадемии, широкая публика иллюзиона узнала и полюбила тех, чья деятельность может полноценно существовать и вне кинематографа, а вот кино без их участия представить сложно, – композиторов.


Kulick.Magazine — журнал про культуру и искусство.