любовь в искусстве

Однополая любовь в искусстве Древнего Мира

Что вкладывает человек в произведения искусства выходящие из под его пера? Какие чувства царят в обществе того или иного времени и как они влияют на живопись, скульптуру, музыку и другие методы самовыражения? Свободный автор нашего журнала попробовала разобраться в этих вопросах на примере искусства античности.


Свободный автор: Елизавета Долженкова


Природа истинного искусства невозможна без проявления человеческого естества с его яркими чувствами, эмоциональными  переживаниями и искренним отношением к чему или кому-либо. Виды искусств многочисленны, и в каждом созданном творении человека содержится если и не вся душа мастера, то, зачастую, ее весомая часть с той тихой грустью или нежным трепетом, страстью, смирением, чувством стыда или отчаяния, любовью. Именно искусство человек использует как выразительную возможность для своих ощущений, мыслей и идей по отношению к окружающему миру, с главной задачей визуализировать и материализовать их, остановить мгновение, что так прекрасно.

История подтверждает, тысечелетиями творческий человек выражал свое отношение к другому лицу, будь это искренняя или раболепская любовь, восхваление или почитание, создавая предметы искусства. Наследие Древнего Мира богато шедеврами античных мастеров, которые отразили прекрасное в действительности, свою любовь и чувства к другому созданию одного с ними пола. Отношения  личностей разного происхождения, популярные в современности примеры союза вампиров и людей, сюда же оборотней и прочих фантастических существ, а в древние времена богов и смертных, смело можно назвать самой интересной сюжетной основой многих произведений. Таким парам может часто мешать именно их начало, но ведь не гендерная принадлежность. Иногда, вполне предсказуемо, конец таких историй ознаменовывается победой любви над всеми препятствиями жизни. Победой, соединяющей два сердца лиц, чей пол может быть идентичен друг другу.

Искусство Древней Греции особенно славится своей  литературой, скульптурой и вазописью, где мастера брали за сюжет бытовые или мифологические события. Подробнее в статье рассмотрены любовные линии однополых героев с их историями и судьбами.

Наиболее распространенной формой однополых отношений были отношения между более страшим мужчиной (эрастес — любящий), который выступал в качестве наставника и любовника, и юношей (эроменос — любимый). Здесь читатель видит искусство вазописи, где изображения производят впечатление плоских силуэтов, похожих на  человеческие тени. Иногда силуэты могли располагаться один возле другого (см. рисунок), но чаще многофигурные композиции строятся в несколько планов. Отдельные фигуры иногда выделялись  красками — белой и красной. Этими красками обозначались детали. Так же использовали прием процарапывания.

однополая любовь в искусстве

«Поцелуй» (Эрастес-любящий и эроменос-любимый), роспись краснофигурного сосуда, мастер Брисеиды, ок. 480 г. до н. э.

В сюжетах искусства неоднократно причиной  страсти и любви служит необычайная красота греческого юноши, но здесь же есть любовное соперничество, или дар, полученный от божества.

Юноша Гиакинф, также Гиацинт, необыкновенной красоты, возлюбленный Аполлона (или Борея). Когда однажды Аполлон и Гиакинф соревновались в метании диска, Зефир (ветер), соперник Аполлона в любви к Гиацинту, из ревности, направил брошенный Аполлоном диск в голову Гиакинфа, и тот умер. На месте, куда упали капли крови Гиакинфа, вырос прекрасный цветок. На этом фрагменте вазы человеческие фигуры сильно распластаны. Движение фигур резки, жестам характерна смелость и выразительность. Мастера упрощают перспективу ракурсов, что позволяет сохранить плоскостный характер росписи.

Однополая любовь в искусстве

Зефир и Гиацинт, Аттический сосуд из Тарквинии, ок. 480 до н. э., Бостонский Музей Искусства

Главному богу Олимпа громовержцу Зевсу, как властителю судеб божественного и смертного мира, свойственна вольнодумство и решительность действий по отношению к своим желаниям. Примеры использования собственной власти и безграничных возможностей читатель легко найдет среди мифов о богах, отраженных в искусстве. Из-за своей необычайной красоты Ганимед, когда он пас отцовские стада на склонах Иды, был похищен Зевсом, превратившимся в орла (или пославшим орла), и унесен на Олимп. Согласно одному из вариантов мифа, Ганимед был вознесен на небо в виде зодиакального созвездия Водолей.

Однополая любовь в искусстве

«Похищение Ганимеда» 550 a.C. Археологический музей Олимпии, Элида, Греция.

По летописям истории известно, на смену Элладе пришло могущественное государство Древний Рим. Римляне были изумлены высочайшим уровнем греческой культуры и искусства, переняв её богатое наследие и древнегреческие традиции. Они так же различали не гетеросексуальную и гомосексуальную ориентацию в человеке, а его активное, то есть доминантное, мужское, или пассивное, женское начало.

Союз греческого юноши Антиноя, фаворита и постоянного спутника римского императора Адриана, был обожествлен самим лидером империи и воплощен в предметах искусства древности. После смерти юноши, трагически утонувшего в Ниле, император-любовник не смог смириться с потерей любимого и на месте гибели своего фаворита, воздвиг в его честь статуи в нескольких городах, установив их везде, где только можно. До нас дошло больше изображений Антиноя (около 5000 таких статуй), чем знаменитых и родовитых римлян. На скульптурах его голова часто слегка опущена, потому что рабы не смеют поднимать головы, грустный взгляд и еле заметная искушающая улыбка. И о том, как выглядит Дионис,  Гермес, Аполлон и Ганимед мы узнали именно благодаря скульптурам, запечатлевшим его неземную красоту.

Однополая любовь в искусстве

Мраморная копия бюста Антиноя с виллы Адриана. Копия XVIII века происходит из Экуэнского дворца

Мифология римлян во многом очень схожа с греческой, если и совсем не одинакова. Например, Эрос — греческий бог любви, которому в римской мифологии соответствуют Амур и Купидон. Его изображение в римском искусстве дошло до нас известным рельефом.

Однополая любовь в искусстве

Эрос в объятиях сатира. Терракотовый рельеф, ок. I в. нашей эры.

За прекрасными произведениями искусства Древнего Мира кроются судьбы мастеров, их переживания и важные решения, которые, порой, определяют характер их творений. На примере работ с однополыми связями, читатель свидетельствовал выражению любви и обожания к прекрасному юноше, слепой страсти бога к смертному. И все это запечатлено в веках благодаря искусству. Стоит лишь еще раз понять и доказать себе масштабность дара воплощения и выражения своих чувств через камень, краски или керамику, его силу и магию гения, его славу естества человека независимо от  половой принадлежности.


Kulick Magazine — журнал про культуру и искусство. Любите друг друга! ;-)