Одно удивительное правило

сценаристПеревод: Лина Коюшева

Один из самых распространенных проверенных правил в кинопроизводстве — это «Одно удивительное правило». Оно позволяет сделать так, чтобы зрители отложили свое неверие для одной невероятной или заведомо невозможной идеи. Итак, например, мы поверим, что инопланетяне существуют. Или мы поверим, что привидения существуют. Но мы не поверим, что и инопланетяне и привидения существуют.

Принятие чуда — это соглашение, которое мы делаем, когда мы покупаем билет на исключительный замысел фильма. Поэтому когда мы покупаем билет на Поющие под дождем (авторы сценария-Адольф Грин и Бетти Комден), мы соглашаемся верить, что люди поют песни на улице, по крайней мере, на протяжении фильма. Когда мы покупаем билет на Начало (автор сценария-Кристофер Нолан), мы верим, что люди могут входить в сны других людей.

Чудо не должно быть таким уж удивительным. Оно может быть совпадением. Оно может быть необычной, но правдоподобной ситуацией, таким, как ошибочное обвинение какого-то человека в преступлении. Выдающееся умение, которым обладает главный герой, тоже идут в расчет. Я возможно поверю, что он — величайший стрелок в мире, но я не поверю, что он величайший стрелок и ведущий физик в мире… если одна вещь не объясняет другую. Подобным образом, если величайший стрелок мира по ошибке обвинен в преступлении, лучше бы было, что он обвинен, потому что он стрелок, а не просто, потому что это случайное совпадение.

Я столкнулся с этой проблемой в Девушке с татуировкой дракона (автор сценария-Стивен Заиллян). Я смог поверить в необычную ситуацию, что Лисбет завербовали, чтобы помочь раскрыть блестящего серийного убийцу-садиста. Но в конце фильма, когда меня просят поверить, что Лисбет также была способна своровать миллионы и миллионы долларов от коррумпированного врага главного героя, врага, не имеющего никакого отношения к киллеру, я с трудом принимаю эту дополнительную неправдоподобную ситуацию.

Очевидно, компьютерные умения Лисбет были потрясающими — не в этом проблема. Проблема в неправдоподобности, что такой герой получил шанс решить необычайно захватывающее убийство и шанс своровать такую огромную сумму денег. Слишком много чуда за один раз.

Некоторые люди сталкиваются с этой проблемой с супергероями из фильмов Марвела. Им трудно воспринять, что Тони Старк смог изобрести броню Железного человека и что Брюс Бэннер смог стать Халком в одном и том же мире. Но меня это не беспокоит. Я понимаю, что чудо, которое меня просят принять то, что «супергерои существуют». Но это преимущество людей икс: все герои в том мире имеют один и тот же источник энергии — мутация. Это одиночное чудо.

Фильмы про Гарри Поттера работают схожим образом. В них кажется много чудес — все от колдунов до драконов от путешествия во времени до призраков. Но все это происходит от идеи, что «магия тайно существует в нашем мире». Это именно то чудо, которое нас просят принять, и все остальное распространяется от этого. Это позволяет много свободы, но вторжение инопланетян в книгах о Гарри Поттере возможно сломало бы эту реальность.

Это не означает, что фильмы этого типа с «широким чудом» не могут проваливать правила какими-то другими способами. Двойные совпадения тоже считаются, как два чуда. Человек-паук 3 (авторы сценария-Сэм Рэйми и Айван Рэйми и Элвин Сарджент) проваливается по этому счету. Я могу принять, что Питера Паркера укусил радиоактивный паук, который дал ему суперсилы. Но затем астероид рушится рядом с ним, и он инфицирован Веномом.

Я могу поверить, что Веном существует в этом мире супергероя — я принял Доктора Осьминога и Зеленого гоблина — но уж слишком большое совпадение, что и чудо с радиоактивным пауком и чудо с астероидом случаются с одним и тем же человеком совершенно независимо друг от друга. Печально, решение видно невооруженным глазом. Если бы Питер Паркер встретился с Веномом, потому что он исследовал крушение астероида в его маске Человека-паука, тогда я бы купился на это. Первое чудо объясняет второе.

Но теперь вы можете думать о таких фильмах, как Звездные войны (автор сценария Джордж Лукас) или о трилогии Властелин колец (авторы сценария-Фрэн Уолш, Филиппа Бойенс и Питер Джексон). В них много чудес. В Звездных войнах у тебя есть сила, быстрее, чем свет путешествует, световые мечи, инопланетяне и так далее. Как они провернули такое дельце?

Фильмы этого типа забирают нас в другой мир. Этот другой мир может иметь многие вещи, которые различны от нашего мира. Но они не могут сделать все. Они должны иметь внутреннюю последовательность. Вы должны установить правила нового мира — тогда все, что нарушает те правила, считается чудом. Поэтому эльфы и магические мечи не беспокоят нас во Властелине колец, но машина бы… даже если мы знаем, что в реальности машины существуют, но не в том мире, где есть эльфы и магические мечи. Нет!

Большинство Звездных войн может служить оправданием идеей, что оно снято в технологически очень продвинутом мире. Некоторые элементы, которые не принимаются во внимание — установлены очень рано. Нам говорят предварительно, что это и есть мир, и мы или принимаем это или уходим с фильма. Этот мир — первое чудо. Больше не разрешено.

Если Вы окажетесь в ситуации, когда надо представить два чуда, чтобы ваша история работала, постарайтесь придумать путь, как одно чудо ведет к другому, аля мое решение проблемы для Человека паука 3. Иначе, зрителям может показаться, что все это слишком невероятно.

Статья на английском