Обзор спектакля «Одинокие»

Обзор спектакля «Одинокие» Автор: Александра Трофимова

13 и 31 марта на сцене театра на Васильевском состоится премьера спектакля «Одинокие» по одноименной пьесе Герхарта Гауптмана в постановке Дениса Хусниярова. Мне посчастливилось побывать на предварительном показе этого спектакля, в котором играют народные и заслуженные артисты России: Наталья Кутасова, Юрий Ицков, Надежда Живодерова, Артем Цыпин и другие.

Игра артистов, действительно заслуживает отдельных похвал, сыграно все тонко, пережито неподдельно. Стоит отметить мастерство, с каким передан каждый отдельный образ, и что составляет полную и прекрасную в своем роде картину спектакля. Главный герой – меланхоличен настолько, что для зрителя, чей темперамент отличен, этот герой становится чуть ли не раздражающим фактором. Согласитесь, одной из целей любой постановки – задеть за живое, поиграть на нервах. Вот и «эпикуреец», блестяще сыгранный Артёмом Цыпиным, так и щекочет внутренности своими действиями и словами.

Этот спектакль заставляет задуматься над многими вопросами: что есть судьба человека, который чувствует себя одиноким даже в кругу самых близких и родных, что представляет собой молодая семья, что случается, когда в эту семью вмешивается другая женщина. Он учит задуматься о том, что нельзя, категорически нельзя, относится к тем, кто сейчас рядом, как к нечто самому собой разумеющемуся. Любить, хвалить, восхищаться, радоваться, сопереживать, помогать… просто не быть равнодушным и никогда не уставать быть благодарным.

Спектакль отозвался в сердцах и аплодисменты не смолкали достаточно долго, и это явилось хорошим подспорьем, чтобы с чистой совестью дать совет читателям сходить на этот спектакль. В нем нет легкости, искрометного юмора или же каких-то бы ни было эпичных сцен, которые так избаловали современного зрителя. Это классика. Классика, достойная того, чтобы занять Ваши мысли на ближайший вечер после просмотра.


 

А на десерт и строгий суд, хотелось бы представить Вам дебютные интервью с режиссером-постановщиком спектакля Денисом Хуснияровым и исполнителем главной роли Иоганнеса Фокерата – Артёмом Цыпиным.

Начнем с Дениса Хусниярова:

– Денис, эта постановка в России сопряжена с такими именами как В.И. Немирович-Данченко, К.С. Станиславский, и это Вам, как постановщику, вероятно, задает определенную планку. Мне бы как зрителю хотелось бы узнать, сумели ли вы «осовременить» что ли пьесу, или же она находится вне времени?

— Это я не знаю, это мы сегодня посмотрим… Мы, конечно, пытались эту историю переделать слегка, сделать ее удобоваримой для сегодняшнего зрителя, времени, ценностей. Но понимаете, если драматургия серьезная, глубокая, если в ней говорится о серьезных насущных темах, которые из времени во время всегда перетекают и никогда не меняются, то неважно, в какое время он написан. Текст Шекспира создан 400 лет назад, а древние греки, Софокл с Еврипидом и того раньше, но все же их играют, потому что мы видим там актуальность. Тематики, которые нас взрывают, вот также и здесь. Текст-то написан относительно недавно, в сравнении с мировой драматургией, ему всего-то сто тридцать лет примерно.

– Вы как постановщик требовательны к актерам?

— Я использую такую тактику, если можно так сказать, мягкое давление. То есть я мягко работаю, без агрессии, без криков на репетиции, но очень настойчиво. Если я чего-то прошу, я прошу в мягкой форме, но нужно, чтобы это было сделано, и пока это не будет сделано – я не отстану. Артисты к этому привыкли, нормально работаем.

– Скажите, каких новых работ, быть может, ролей, зрителям ждать в ближайшем будущем?

— Роли вряд ли, потому что, я не буду говорить «покончил», мало ли что в жизни может случиться, но пока я занимаюсь режиссурой и не играю как артист. Актерская деятельность и режиссура — две разные вещи, два разных образа мысли, два разных психотипа, если ты режиссер – то ты живешь по этим правилам. Мышление даже становится другое. Про будущие спектакли я не буду заикаться, потому, как они еще не точно утверждены, есть в проекте в этом театре несколько названии, которые в скором будущем начнем репетировать, но что именно это будет, мне хотелось бы пока умолчать, дабы не спугнуть судьбу.

Безусловно, интересно было узнать о том, как относится к своему герою непосредственно исполнитель главной роли Артём Цыпин:

– Скажите, пожалуйста, роль Иоганна Вам близка по духу?

— Да, мне кажется, очень близка. Даже сегодня перед показом я немножко волнуюсь, потому что я слишком мало волнуюсь. Иногда бывает, что роль очень далека от тебя, и тебе нужно какие-то титанические усилия прилагать, чтобы ее приблизить к себе, а здесь мне с самого начала было очень легко, несмотря на то, что у героя очень крутые повороты в судьбе. Я его сразу понял, у меня никаких сложностей не возникло. И вот сейчас думаю: «А не слишком ли это близкое путешествие, всегда интереснее для артиста, когда ты далеко от себя. Но посмотрим…

– А.П. Чехов в свое время отзывался об этой постановке, как о «новой», «великолепной», «превосходной», такой отзыв дорого стоит. «Одинокие» — драма, но хотелось бы узнать, предвосхищая события, есть ли в постановке тонкий юмор, самоирония, так присущая А.П. Чехову?

— Чехов очень любил «Одиноких», во МХАТе был спектакль, который, конечно, он видел. Не могу пообещать много юмора, мне кажется, это скорее чеховский абсурд, когда люди все одновременно говорят, или каждый занят собой, и кажется, что это диалог, а на самом деле много монологов, вот в этом смысле близко к Чехову. Хотя есть и такие нежные места, в которых и юмор проглядывает. Если проводить аналогию с Чеховым, то это Чехов, но в очень темных тонах, мрачных…

– Денис Нарисович строгий постановщик?

— Нет, я бы не сказал, что он очень строгий. Он скорее мягкий режиссёр, чем строгий. Вот сейчас, например, в период выпуска, когда все нервничают, потому как что-то не готово, что-то с декорациями, я все жду, когда же начнет срываться режиссёр, а он как раз проявляет высокую степень терпения и внутренней стойкости, так что честь ему и хвала! Но он, конечно, пусть и мягко, но все-таки настаивает на своем, поэтому он мягок в средствах, но тверд в своих решениях.

– Традиционный театр, постановка классическая, тогда сразу возникает вопрос – какова целевая аудитория по возрасту у спектакля «Одинокие», по-вашему мнению?

— В центре этой постановки такой драматический треугольник, такие горячие страсти кипят, что привлечь эта постановка может от 13 до 75 ( по моим фантазиям), пока ты не равнодушен к отношениям мужчины и женщины, пока щекочет что-то внутри, для таких людей этот спектакль.