Обзор спектакля «Иллюзии»

Обзор спектакля «Иллюзии»Свободный автор: Анастасия Алексеева

25 июня на площадке «Скороход» театральный проект «Четыре» представил пьесу Ивана Вырыпаева «Иллюзии». И сразу хочется отметить, что постановка довольно необычна: здесь практически нет декораций, все внимание зрителя сосредоточено на тексте. Актеры просто рассказывают историю двух семейных пар. Но то, как они это делают, невероятно захватывает. Последний в этом сезоне показ спектакля, обозревает интернет-журнал «Kulick».

Знаете, бывают люди, которых приятно слушать. Все четыре артиста относятся именно к этому типу. С первых минут постановки актеры поочередно приковывают внимание зрителей. В какой-то момент у меня даже возникла ассоциация с аудиокнигой. Но этот спектакль во много раз лучше, ведь зритель видел мимику, эмоции повествующих. Каждый из актеров проникался историей, которую он рассказывал, и казалось, говорил о самом себе в третьем лице.

Денни и Сандра. Альберт и Маргарет. Они прожили друг с другом больше пятидесяти лет, казалось бы, в любви и согласии. Но все это только иллюзии. Лишь на смертном одре герои признаются в настоящих чувствах, которые напрочь разрушают счастливое прошлое.

Вся история похожа на паззл: актеры рассказывают кусочки, которые зритель сам должен совместить. И порой это действительно было похоже на головоломку, потому что взаимоотношения между героями оказываются невероятно запутанными. Хотелось просто начертить себе схему, чтобы понять, кто же кого любит.

На протяжении всей истории герои рассуждают, что есть любовь, поддается ли она определению и можно ли ей приписать какие-нибудь правила. Но естественно, для каждого любовь значит что-то личное. Поэтому неудивительно, что все герои умирают со своей собственной истиной. Для кого-то настоящая любовь может быть только взаимной. А кому-то просто приятно видеть любимого человека, не требуя отдачи. Кто-то считает, что познал любовь лишь в конце жизни. А кто-то жил с ней бок о бок на протяжении многих лет.

Признаюсь, в самом начале спектакле я ждала, когда актеры начнут что-то изображать, более активно взаимодействовать друг с другом. Но по ходу постановки улавливаешь особую изюминку и понимаешь, что пьеса вовсе не нуждается в зрительных действиях. Она просто должна быть рассказана. И сразу хочется выразить огромную благодарность Светлане Ивановой-Сергеевой, режиссеру спектакля, за то, что пьеса полностью сохранила свой оригинальный вид. Мне кажется, из нее просто нечего «выбросить», настолько важно каждое слово.

Интересной деталью является то, что постановка тут же снимается и проектируется на большой экран, являющийся фоном. Иногда мне казалось, что зритель присутствует на съемках ток-шоу. Порой же создавался интересный эффект двойной реальности: настоящего и запечатленного на пленку прошлого. Вообще временные рамки в пьесе не имеют четких границ. Повествуемая история как бы скачет из одного момента в другой, раскрывая каждого из героев с новой стороны, доселе незнакомой зрителю.

Мы живем и думаем, что нам известно практически все. Что мы понимаем, казалось бы, близких нам людей. Но всё ли в этом мире так, как кажется? К сожалению, а может, к счастью, настоящую правду нам дано узнать лишь в конце. Всю жизнь мы питаемся иллюзиями. И, кажется, нас это вполне  устраивает.