Обзор моноспектакля «Юра»

Обзор моноспектакля «Юра»Автор: Александра Трофимова

27 марта 2015 года в театральном пространстве «Точка» состоялся моноспектакль «Юра» являющийся победителем фестиваля моноспектаклей «МОНОfest» (2014), а также вошедший в лонг-лист самых заметных спектаклей сезона 2013-2014 Российской Национальной театральной Премии «Золотая Маска».

Вы знаете, началом моей статьи должны были быть строки с претензией на юмор, как тяжело дойти до театрального пространства «Точка» и как необычен окружающий пейзаж – колючая проволока, заводы и вход в какой-то «биотехмед» или что-то вроде… Это было записано в моем блокноте, наравне с вопросами людей, приходившими туда: «А мы точно туда попали?», а еще, я ответила в нём же: «Разберемся, когда посмотрим спектакль». И всё.

На этом мое скептическое расположение духа ушло безвозвратно и по сию минуту, уже после спектакля в моей голове остался один единственный вопрос – ЧТО ЕСТЬ ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА? Спектакль «Юра» — это история мальчика, которому едва исполнилось 16 лет. Он мечтал о будущем и не думал, что ему предстоит узнать, что такое блокада Ленинграда.

Голод, холод, бомбежки, вой сирен, сон, грязь. И снова — голод, голод, голод… Бесконечная и одна мысль – я хочу есть. Представьте, что было бы с нашим миром, если бы все и каждый в отдельности думали о куске хлеба – было бы искусство, наука, был бы хоть один счастливый человек?

Что спасало людей во время этой страшной войны, которая унесла столько жизней? Вера в Бога? Надежда на эвакуацию? Страстная жажда жить? Не знаю, и надеюсь, что ни нам, ни нашим детям не предстоит пережить то, что пережили наши деды и прадеды. Хотя мир хрупок, и людям свойственно забывать даже величайшие жертвы и подвиги, свершенные во имя жизни.

Память позволяет человеку оставаться человеком. И если исторические хроники из памяти человека могут исчезнуть, то чувства никогда. Хотелось бы, чтобы таких постановок, как «Юра» было как можно больше, ведь они дают нам узнать цену хлеба такой, какой ее знавали блокадники. И ценой этой была жизнь.

Блокада Ленинграда по разным источникам унесла от 300 тысяч до 1,5 миллионов человек. И это лишь малая часть всех жертв этой страшной войны.

Такой мертвенной тишины в зале во время и после спектакля я не слышала никогда. Мне было стыдно, что я сетовала на холод и долгий путь, а вопроса: «Туда ли мы попали», полагаю, не возникало больше ни у кого. Советую ли я сходить на любой спектакль в «Точке»? Тысячу раз — да, и помните – фасад здания лишь мелочь, если дело касается искусства.