Пианино

Обзор фильма «Пианино»

Когда в фильме сочетается отличная работа актеров, режиссера, оператора и композитора, Kulick.Magazine просто не может пройти мимо. Чем еще нас зацепил фильм «Пианино»? Читайте ниже.


Свободный автор: Nathalie Vien


История о немой женщине, которая вместе со своей юной дочерью и драгоценным пианино были отправлены в Новую Зеландию 19-го века, чтобы выйти замуж за богатого землевладельца.

«Пианино» — это фильм новозеландского режиссера Джейн Кэмпион. Его показ на Каннском кинофестивале в 1993 вызвал оглушительный успех, забрав себе сразу две награды – золотую пальмовую ветвь и приз за лучшую женскую роль (Холли Хантер). Это был первый фильм, выигравший главный приз фестиваля, режиссером которого является женщина. «Пианино» было также отмечено Оскаром, вознаградившим его призом за оригинальный сценарий.

Действие разворачивается в середине 19-го века в тусклом дождливом месте, окруженном густыми лесами. На протяжении всего фильма за кадром мы слышим голос главной героини, Ады (Холли Хантер), голос ее «разума», рассказывающей о своей предыстории. С самого начала становится ясно, что из-за невозможности объясняться голосом, она находит выражение себя в музыкальном инструменте, без которого не смыслит свою жизнь. Режиссер берет историю, которая может быть легко предсказуема и создает нечто совершенно оригинальное, рассказывая не только о страсти между мужчиной и женщиной, о нежной любви, меняющей все в героях, но и об общении не только через слова, а еще и через музыку, любовь и прикосновения.

Пианино

Сразу можно отметить удивительный талант Джейн Кэмпион, которая обращает все наше внимание на каждую деталь во время просмотра, благодаря чему мы видим историю гораздо глубже, чем ожидали. Когда ее новоиспеченный муж не прибывает вовремя, главная героиня вместе со своей маленькой дочерью Флорой (Анна Пэкуин) вынуждена ночевать на пляже. И тут зритель ощущает легкое волнение в душе, словно что-то обязательно должно пойти не так. Стюарт наконец прибывает на следующее утро вместе с Бэйнсом (Харви Кейтель), бывшим китобойцем, нынешним хозяином группы работников маори. В короткой сцене на пляже, где мы вместе с главными героинями знакомимся с людьми, изменившими их жизнь, Кэмпион сразу показывает практически все, что нужно знать о всех действующих лицах. Мы ощущаем нежность и любовь между матерью и озорной дочерью, которая должна переводить язык жестов, что делает часто с преувеличением; грубый и деловой Стюарт, не умеющий и не желающий слушать, человек времени, который не понимает ценности пианино; и Бэйнс, который явно не тот, кем кажется на первый взгляд.

Редко увидишь сочетание красивого и впечатляющего, но «Пианино» дает такую возможность. Почти все время пейзаж одинаков: облачно, дождливо, грязно, но каждый кадр, тем не менее, имеет удивительную глубину. Операторский талант Стюарта Драйбёрга и воображение режиссера соединяются в невероятно красноречивую последовательность, заставляющую почувствовать весь спектр эмоций. Использование образов и приглушенных сине-зеленых цветов усиливает восприятие. Множество сцен производят такое впечатление, что остаются в памяти на долгое время.

Пианино

Героиня Холли Хантер удивительно сложна. Для внешнего мира она кажется просто «немой» и «чахлой», но благодаря таланту актрисы, мы видим, что неспособность говорить не делает Аду слабой, напротив, она предстает как умная, гордая и страстная женщина. Отношения, которые развиваются между ней и Бэйнсом, выглядят странно и порой извращенно, но при этом удивительно человечно и трогательно. И все же нельзя упускать из виду Анну Пакуин, которой было всего девять лет на тот момент. У нее было больше всех диалогов и эмоций для исполнения, и она справляется с этим блестяще, отражая все черты характера Флоры. Это отметили и критики, наградив Анну Оскаром за лучшую женскую роль второго плана, став вторым самым молодым победителем в истории Оскара.

Конечно, к фильму с таким названием как «Пианино» нужно мощное музыкальное сопровождение, и Майкл Найман великолепно справился с этой задачей. Комбинация эмоциональных мелодий, прерывающиеся на речь героев, помогает почувствовать всю силу и страсть происходящего на экране.

Роджер Эберт описывает «Пианино» как «один из тех редких фильмов, которые не только об истории или некоторых персонажах, а целой вселенной чувств». И это действительно так, потому что редко найдется такой шедевр с тщательно продуманной атмосферой, мощной актерской игрой и реалистичными эмоциями, приковывая внимание зрителя к звуку и картинке.


Kulick.Magazine — журнал о культуре и искусстве.