Олег Басилашвили и Алиса Фрейндлих, Kulick.Magazine, театр, бдт, ябсходил, отдых, питер, басик, френдлих, элита

Обломки аристократии. 162 года гениальности

Рецензия на спектакль Темура Чхеидзе «Дядюшкин сон» в БДТ им. Товстоногова.

2 февраля, свободный автор журнала Kulick.Magazine побывал на спектакле одного из самых востребованных театров Петербурга — БДТ им. Товстоногова, ведущими актёрами которого являются кумиры ещё наших родителей — Олег Басилашвили и Алиса Фрейндлих.


Свободный автор: Коля Кин
Фотограф: Владимир Гринёк, Коля Кин


Всегда есть доля опасений, когда идёшь на такие большие спектакли: билетов, при том что они совсем недешевые, не остаётся уже за месяц до спектакля; актёры, принимающие участие в постановке, давно стали легендами… И всё-таки подобные опасения пропадают напрочь, когда поднимается занавес.

«Дядюшкин сон» — это постановка не самой известной, но определенно талантливой «вещички голубиного незлобия и замечательной невинности», как отзывался о своей повести сам автор — Фёдор Достоевский.

Инсценировка одного из главных режиссёров БДТ, ещё недавно художественного руководителя театра Темура Чхеидзе продолжает традиции классических русских драм о провинциальной России 19-ого века, которые и спустя многие годы бередят душу новых и новых поколений людей. Незатейливый, гоголевский, немного анекдотичный сюжет выливается в трагедию если не экзистенциальную, то уж точно вечную.

Богатая на важные художественные штрихи, начиная от покатистой сцены (чем не метафора жизни, которая никогда не идёт в прямой плоскости, а всегда либо вверх с будущим, либо вниз с прошлым?) и заканчивая душераздирающей последней сценой, когда опускаются не только декорации, но и куда важнее угасает целая история человека.., пробирает до самой души. В чём немаловажная заслуга всей труппы БДТ в которой не было никаких великих Басилашвили, Фрейндлих и других. Были только созданные актёрами образы – глубокие, сильные, запоминающиеся.

Kulick.Magazine, театр, бдт, ябсходил, отдых, питер, басик, френдлих, элита

Смешной и при том печальный князь в исполнении Олега Валериановича стал главной фигурой всего спектакля, передав драматическую атмосферу не только рассказанной истории, но и куда важнее дал задуматься о прошлом, о тех мигах настоящего счастья, которых не так много на самом деле в жизни любого человека.  Марья Александровна Москалева,  «первая дама в городе», в исполнении Алисы Бруновны предстаёт невероятно живой, смешавшей в себе дьявольскую энергию и такую обыденную, своекорыстную материнскую добродетель, стала олицетворением собирательного образа матери, посвятившей свою жизнь вечному противостоянию всем и вся,  даже «дураку Шекспиру». Не менее важны и другие главные герои – загадочный, глубокий, романтичный и жертвенный образ удалось создать молодой актрисе театра Полине Толстун в дочери Марьи Александровны Зинаиде. А был ещё Мозгляков (актёр БДТ Кирилл Жандармов) – «маленький человек» влюбленный в Зинаиду, который ближе к концу предстаёт трагичным и достойным мужчиной  Ощущение же жизни целого провинциального города и реальных судеб его обитателей более чем удачно передали остальные герои пьесы: начиная от смиренного и молчаливого Афанасия Матвеевича, мужа Марьи Александровны (з.а. России Евгений Чудаков);  до незаметного лакея Григория (Николай Горшков).

Именно таким богатым на сильные образы, великолепно передающим всю мощь драматического мастерства Федора Достоевского, но при этом своеобразным и по-своему уникальным получился этот вечер. Вечер, когда в моей театральной памяти появился спектакль  Темура Чхеидзе «Дядюшкин сон».

Дом горит,
Народ стоит,
Дом большооой!
Догорит, пойдём домой. 
(куплет из водевиля Князя К.)