«Ночь музеев»: Большая Хоральная синагога

«Ночь музеев»: Большая Хоральная синагога — Как пройти в синагогу?
— В три часа ночи?

Этим вопросом в ночь с 16 на 17 мая едва можно было удивить горожан Северной столицы. В рамках «Ночи музеев» представителям любых конфессий, а также интересующимся культурой и архитектурой Санкт-Петербурга выпала уникальная возможность — посетить Большую Хоральную синагогу и узнать, чем живёт еврейская община сегодня.

Начало запланированной экскурсии стартовало в большом зале, где куратор библиотеки «Сифрия» Виктор Амчиславский и историк Михаил Митрофанов познакомили пришедших с основными историческими вехами синагоги.

В 1869 году император Александр II утвердил постановление Комитета министров о разрешении петербургским евреям построить синагогу взамен существующих молелен, а в 1883 году был создан эскизный проект будущей синагоги. Здание Большой Хоральной синагоги выполнено в мавританском стиле, а зал украшает отреставрированная оригинальная люстра. Молельные залы в синагоге разные — для женщин предназначена отдельная галерея, расположенная на втором этаже.

Особое внимание было уделено рассказу о специфике написания свитков Торы. В написании Торы участвует специальный человек, который не должен допустить ошибок. Если же ошибка допущена, то свиток ни в коем случае не выбрасывается. Он помещается в специальное хранилище – Генизу. Когда Гениза переполняется, книги и свитки хоронят на кладбище.

После лекции в большом зале гости могли подняться на второй этаж, посетить Венчальный зал или пройти в Малую синагогу.

Стоит отметить, что помимо необычной архитектуры, особую торжественность и атмосферность мероприятию придавали колоритные представители еврейской общины в кнейчах и мужи в традиционных кипах.

В небольшом, но уютном Венчальном (Свадебном) зале, где располагается хупа, прошла лекция Татьяны Поповой, которая поведала об особенностях еврейской свадьбы, о том, что такое шидух, каковы особенности заключения ктубы (брачного договора), и с какими сложностями могут столкнуться супруги при расторжении брака.

По традиции лицо невесты должно быть закрыто непроницаемой фатой, но перед этим жених проверяет действительно ли это его избранница (видимо, помятуя о том, как Яакову вместо Рахель в жёны досталась её сестра Лея).

Несмотря на то, что свадьба – торжество весёлое и праздничное, воспоминание о разрушенном Иерусалимском храме лейтмотивом проходит через всю еврейскую культуру, в том числе через обряды, ритуалы, музыку. Так, на свадьбе жених разбивает бокал, приговаривая: «Пусть отсохнет моя правая рука, если я забуду Иерусалим!».

Следует сказать, что в иудаизме как таковых нет запретов на развод, но если пара всё же решилась на это, то им предстоит пройти ряд процедур, включающих встречу с раввином при свидетелях, написание сойфером (писчиком) гета (разводного письма) и составление раввинского свидетельства, в случае если между супругами нет разногласий. При этом, если в гете будет допущена хотя бы одна малейшая ошибка, то процедуру придётся проходить заново.

После посещения Венчального зала следующим пунктом в маршруте значилась Малая синагога, построенная в 1886 году, как и «большая сестра», она выполнена в мавританском стиле и до реставрации была оформлена в бело-голубых тонах, но стараниями мастеров-реставраторов удалось восстановить первоначальный вид внутреннего убранства. Особенно эффектным выглядит разноцветный потолок. По словам руководителя департамента по имуществу Большой Хоральной синагоги Михаила Капелевича, удалось восстановить около 60% гипсовой лепнины. Также он выразил надежду на то, что реставрационные работы удастся завершить к следующей «Ночи музеев». Приятной неожиданностью для посетителей стали артефакты, найдённые специалистами при демонтаже пола: газовый фонарь, указка для чтения Торы в зелёном бархатном чехле, ложка, таблички, датированные приблизительно XIX веком. В дальнейшем пол планируют сделать похожим с паркетом Венчального зала.

Чтобы впечатления от посещения бейт кнесита (а именно так на иврите называют синагогу) остались не только в памяти и сердце, во дворе синагогального комплекса вдоль баннера с изображением Стены Плача расположились небольшие торговые точки, где можно было приобрести сувенирную продукцию или взять календарики и буклеты. Те, кто не хотел коротать время в уличной очереди в ожидании экскурсии в Малую синагогу, отправлялись в ресторан «Лехаим», отогреваться горячим чаем и кошерной снедью: пышными пирожками и булочками, ароматным хумусом, традиционным фалафелем.

Особой изюминкой в завершении встречи стал концерт группы «Добраночь», состоявшийся в большом зале Хоральной синагоги. Музыканты исполнили композиции из репертуара Аарона Лебедева, еврейские народные песни, и, несмотря на то, что на часах было 5 утра, на радость зрителям не обошлось без традиционной мелодии «Семь сорок», под ритмы которой особенно активные гости пустились в зажигательный пляс, благо в синагоге это не возбраняется.