Как понять натурализм?

Недавно мы составили для вас краткий гайд по стилям изобразительного искусства. Теперь мы решили, что пора заняться ликбезом и в литературных жанрах. Решили начать с противоречивого натурализма. Читайте наш материал и решайте, готовы ли вы окунуться в этот жанр.


Автор: Настя Дорогова


Незнающему человеку логично предположить, что натурализм – это что-то, имитирующее натуральное, естественное. Название этого направления в искусстве и литературе последней трети XIX века восходит к латинскому natura (природа). Цель – объективное и беспристрастное изображение реальности, почти с научной точки зрения.

Именно поэтому в литературе с натурализмом впервые появилось столь открытое описание физиологии и биологии человека, жестокости и насилия. Натурализм проводит прямую параллель между духовным состоянием человека и его физической оболочкой. Зависимость от тела, наследственности, среды – все это было следствием того фурора, который произвела теория эволюции Чарльза Дарвина. По сути натурализм имитирует доклад или точный слепок с действительности. И раз действительность далеко не так идеальна, как в романах чувствительной и нежной эпохи романтизма, то авторы принялись за кабаки, трущобы, бордели – в общем, места обитания низших классов. Эта огромная масса людей оказывается неспособна вырваться из «порочного круга», поскольку среда лишает их свободной воли. Почти в любом произведении натурализма все скатывается в пессимизм, ведь у человека, подчиненного среде и инстинктам, нет выбора.

В целом, натурализм – французское явление, начавшееся с братьев Гонкур, малоизвестных авторов современному русскому читателю. Однако именно они написали манифест натурализма в предисловии к своему роману «Жермини Ласертэ» — трагедии бедной служанки: «Публика любит выдуманные романы, этот роман правдивое произведение… эта книга отражает улицу…и представляет клиническое исследование любви». А вот первым, кто использовал сам термин натурализма, стал Эмиль Золя.  Он стал, пожалуй, самым продуктивным автором направления, написав двадцатитомную серию «Ругон-Маккары» – так называемой естественной истории семьи столь обширной, что ее представители есть в самых высших, и самых низших слоях населения.

Болезненный и меланхоличный Ги де Мопассан стал выразителем женской тяжелой доли, подробно описывая жертв проституции («Пышка», «Мадемуазель Фифи»), тяжесть половых отношений с нелюбимым человеком и невозможность избежать их ради рождения ребенка («Милый друг»), тщеславие и стремление к бездумной роскоши («Ожерелье»). Успех Мопассана был колоссален. В некотором смысле А. И. Куприна можно назвать его зеркальным русским отражением. Провокационная «Яма», посвященная публичному дому и личным историям проституток, построена на внешнем восприятии жизни – звуках, запахах, ощущениях. Все это создает «эффект 3D», поэтому К. И. Чуковский назвал повесть «пощечиной всему современному обществу», что, пожалуй, ясно дает понять, насколько читатели стремились закрыть глаза на «грязное белье». Максим Горький со всей натуралистичностью создал в русской литературе нового героя – босяка, которого в реальной жизни стремились не замечать.

натурализм

Натурализм перетекал и за пределы Европы в США, где его главными символами стали Теодор Драйзер и Джек Лондон. «Трилогия желаний» Драйзера («Финансист» – «Титан» – «Стоик») описывает жизнь одного и того же героя на фоне меняющейся политической и экономической жизни Америки на рубеже XIX-XX веков. В первом романе Драйзер показывает, как в маленьком мальчике уже с детства закладывался характер дельца и биржевого дилера, чьи махинации приводят его в итоге в тюрьму, после чего он вынужден бежать из своего штата. В «Титане» история повторяется, поскольку заложенная в детстве психология заставляет героя действовать по спирали. Наконец, в финальной части герой, несмотря на долгожданный успех, умирает, так и не достигнув безграничных власти и богатства. Сама Америка, зараженная бесконечной погоней за деньгами и успехом, является в гораздо большей степени героем, чем любой человек в трилогии.

натурализм

Если вам вдруг захочется почитать тексты натурализма, нужно быть готовым к картинам, часто вызывающим стыд и желание отвернуться, а иногда наоборот, остановиться и будто бы подглядеть за дверью. Они изображают то, о чем не принято было говорить «в приличном обществе» — низшие слои, обнаженное тело, секс, быт ночлежек. Но авторы чувствовали потребность их описать, потому что это – часть реальности, хоть и не самая приглядная. И это не значит, что в их романах не было места любви или простым человеческим радостям, но об этом уже было написано так много, а они открывали миру глаза на то, на что он старательно их закрывал.


Kulick.Magazine — журнал про культуру и искусству.