Обзор фильма о Чехове

«Наш – не наш Антон Чехов». Обзор фильма о писателе

В этом году в российском прокате появилась историческая драма, повествующая о жизни Антона Павловича Чехова. Французскую картину можно увидеть вплоть до 6 октября на большом экране киноцентра «Родина» в рамках «Года кино».


Свободный автор: Анна Волхонская


«Я помню каждое мгновение жизни»
Фильм «Антон Чехов»

Времена меняются, Антон Павлович же остается в нашем сознании и жизни. Почему? Скорее потому, что произведения Чехова о жизни, характерах и судьбах. Может, именно здесь жизнь на самом деле не меняется от поколения к поколению? Вот и создатели фильма «Антон Чехов» о буднях писателя и перипетиях его судьбы, пытаются понять, откуда появились рассказы и повести, сюжеты и герои которых, актуальны и по сей день.

Историческая драма производства Франции появилась в российском прокате в апреле этого года, но сейчас её также можно увидеть вплоть до 6 октября на большом экране киноцентра «Родина» в рамках «Года кино».

Режиссер фильма Рене Фере, рассказывая историю творческой жизни писателя, допускает зрителя в скрытые уголки судьбы Чехова со всем вниманием и уважением к историческим деталям. Практически всем в нашей стране известен путь Антона Павловича: будучи врачом по образованию, он публикует фельетоны и короткие рассказы под веселым псевдонимом. В этом весь писатель «всех времен» – знакомый со многими психическими отклонениями, возможными в диагностике того века, он формирует произведения с их учетом, тем самым поднимая на поверхность самые весомые для обычного человека проблемы. Конечно, такого мастера замечают уже на этапе раннего творчества.

С этого и начинается фильм о не прекращающейся внутренней борьбе писателя и лекаря. Любовь переплетается с мучительным выбором, врачебный долг с желанием написать произведение, которое, быть может, поможет не меньше лекарств. Болезнь отца. Деньги на лечение, которые можно выручить за публикации. Или самому изобрести лекарство для самого важного человека в жизни? Процесс написания повестей и люди, которые оказывали влияние на ход событий в них. Инвесторы и критики. Книги и спектакли: «Вы стараетесь быть хорошими актерами, но боитесь скуки, они осознают свои неудачи. Нужно играть простую жизнь», — говорит главный герой, и да, именно таким образом и писал сам классик, только за ровным течением повествования у Чехова всегда следует неожиданный выстрел. Противопоставление и все тоже внутреннее противоречие резким выстрелом выходит ему болезнью. Верные друзья и вечные сомнения. Ровными параллельными сюжетными линиями в фильме выстроены противоречия характера и жизни Чехова.

Невозможно сказать, кто в результате победил в этом уникальном человеке, навсегда изменившим, и театр, и художественную литературу, писатель или доктор. С одной стороны, он отказывается от врачевания, но до последнего пытается помочь тем, кто об этой помощи просит. С другой, он оказывает помощь именно своими дописанными и нет произведениями. Так или иначе, начав с изучения туберкулеза, от этой болезни писатель и умирает. Так фильм и заканчивается.

В картине ярко сказаны детали, вплоть до слов и слез, интонаций и подсвечников. Актеры по- французски милы и лаконичны, тогда как наши соотечественники, возможно, сыграли бы более сурово. Россия того времени тем не менее, была более близка к Франции, как никогда. Именно поэтому взгляд на жизнь Чехова со стороны французского режиссера – постановщика кажется проникновенной, интересной, и правдивой. Зацепиться в картине есть за что – сюжет начинается в моменте зарождения внутреннего противоречия писателя.


Kulick.Magazine — журнал о культуре и искусстве.