Музыкальный шаманизм на волне Бродского

Музыкальный шаманизм на волне БродскогоСвободный автор: Кристина Андрейчикова

Фонтанный дом преобразился. Фонтанный дом живет, дышит настоящим, бережно хранит прошлое – не под толстым слоем пыли, но в сердцах тех, кто творит сегодня. Фонтанный дом поражает. Легкостью атмосферы, содержательностью событий, выбором артистов и способными к восторгу гостями. И вроде бы, как и прежде, – Питер, Бродский – ничего нового, но вместо клише, будто что-то живое рождается внутри. Появляется драйв. Дерзкая попытка передать прозой музыку, рожденную поэзией, от свободного автора интернет-журнала «Kulick».

Почти месяц в музее Ахматовой говорят о Бродском, вдохновляются Бродским, вспоминают, представляют, знакомятся с Бродским. Каждый концерт с особым характером, своим уникальным звучанием, открывающим новую сторону большого мира поэтики Бродского.

Магия летнего звука
Гитара, скрипка, виолончель, перкуссия. Четыре человека, создающие музыку. Они творят в пространстве тишины, не игнорируя ее, но используя. Внимательное, аккуратное, даже несколько осторожное отношение к каждому звуку. Игра полутоном. Оставляя много воздуха внутри, подобно акварелистам, музыканты заполняют все цветом, фактурой, формами. Легкими, полупрозрачными, яркими, мягкими штрихами. Каждое движение руки – точное. Композиция держится на гибком прочном каркасе общей гармонии. Концентрация на каждой детали, наполненность каждой точки.

«Аскетизм, аутизм, минимализм», — основа музыки Do-Re-Mi Orchestra. Серьезный, сосредоточенный, вечно смеющийся взгляд композитора и дирижера магического оркестра Мити Гольцмана. Плавные, мягкие, точные движения солисток – виолончелистки Кристины Фадеевой и гармоничная покорность скрипачки Елены Трофимовой. Сказочный барабанщик и перкуссионист Митя Кузнецов смело вливал новой краски шуршанием шейкеров, звоном тамбурина, бубнением бочки.

Разговор с небом
Как маленький рыжий огонек костра. Независимая и самодостаточная, она взбирается на большой стул у рояля. Внимательно смотрит вперед себя, будто поверх всех голов, сквозь стены и потолки, куда-то вдаль, в небо. Ставит пальцы на клавиши и начинает звучать. Сильный, быстрый, будто холодный горный ручей, поток звуков, мелодия, завораживающая и бодрящая. Она поет как читает молитвы. Говорит с небом. Открыто, на показ.

Люди в зале начинают просыпаться, скидывать с себя приятную негу, как мягкое тонкое покрывало, наброшенную на плечи музыкой волшебного оркестра. Молчание. Шептания. Кто-то не в состоянии оторвать глаз, кто-то прячет их, рассматривая носки своих ботинок. Все понимают — то, что сейчас происходит – это очень откровенно. Смело. Это не шоу тела, но нагая душа.

Те, кто любит тексты Леонида Федорова, не может не проводить аналогии. И тут уж в зависимости от глубины понимания или «яблоко от яблони не далеко падает», или «по плодам познавайте дерево»…

Спускаясь в дворик Фонтанного дома я думала о Бродском. Кто он – наше прошлое или наше будущее? Сегодня в центральных книжных магазинах для его книг отведены отдельные стеллажи, ему посвящают концерты и фестивали. Да что там – анекдоты и мемы в сети. «Бродский – наше все», – звучит издевательски пафосно. И вроде бы все давно признали величину таланта, важность личности. Но, как и прежде есть те, кто не может отвести глаза и те, кто биться их поднять. Те, кто находит в его творчестве безусловность подобранных слов, и те, кто благодаря его стихам научился настоящей откровенности в своем искусстве.