Kulick.Magazine, Леон Бакст, Русский Музей, Древний ужас

Множественные таланты Леона Бакста

Леон Бакст — кем же он был? Художником? Театральным модельером? Графиком? Не будем гадать, поищем ответы в материале свободного автора Маши Велисавлевич.


Свободный автор: Маша Велисавлевич


Леон Бакст родился в 1866 году в городе Гродно в небогатой еврейской семье ученого, позднее уехал в Санкт-Петербург и стал вольнослушателем в Академии Художеств. Сошелся с кружком, организованным Александром Бенуа «Мир Искусства», рисовал графику для издания Сергея Дягилева, создавал живописные портреты разных людей, работал для огромного количества различных журналов, преподавал в школе, переехал в Париж, где работал театральным декоратором, стал членом Академии художеств. Жизнь в 58 лет была насыщенной, разной, быстро сменяющейся, разнонаправленной. И его творчество неразрывно связано с его жизненным путем.

Русский музей в Санкт-Петербурге организовал выставку в честь 150-летия со дня рождения художника. Самый короткий путь к выставке – вход в музей со стороны канала Грибоедова. Перед нами сразу открывается череда залов, посвященная художнику, графику, декоратору Леону Баксту.

Когда входите в выставочный зал, границы видов искусств размываются. Глаза бегают от одного предмета к другому, от живописи к графике, от графики к рисункам, затем к литографии, после вы входите в новый зал с различными отрезками тканей, затем смотрите на афиши и в конечном итоге доходите до эскизов одежды и до самих нарядов.

Если разбирать каждое направление его деятельности в отдельности, то мы увидим разнообразие во всем. Живопись он создавал на различных типах основы: бумага, холст, картон, при этом он использовал разные краски: от пастели и акварели до масла.  Живопись его отличается, как правило, небольшими размерами. В живописи чувствуется холодная атмосферность, присущая Петербургу. Легкие штрихи, размытые линии, отсутствие четкой грани между цветами, аккуратное еле внятное освещение – это то, что характерно для его живописи.

Картина «Ребенок перед иконой» 1893 года изображает девочку, которая стоит лицом к углу, на левой стене находятся картины, изображение которых нам не видно, перед ребенком же висит икона, судя по всему, Богоматери с младенцем, на полу неряшливо лежит игрушка. Здесь не кажется, что ребенка наказали и поставили в угол, здесь скорее чувствуется растерянность и невинность маленькой девочки, она не поднимает глаз на икону, проводя аллегорию, можем сказать, что девочка еще мала для того, чтобы сделать свой выбор относительно собственной веры.

На картине «Портрет Гриценко» изображена жена художника, дочь Третьякова – Любовь. Он был в нее нежно влюблен, ради нее принял лютеранство, однако их брак не продлился долго, и вскоре они развелись. Картина выполнена в английском стиле и напоминает британского художника Джеймса Уистлера, он много писал женщин, облаченных в нежно белые одеяния. Любовь Бакста напоминает одну из женщин художника, своей нежностью, воздушностью и легкостью.

Исходя из любовной трагедии, можно и понять смысл автопортрета «Ваза» — раскол и страдания, которые пережил Леон в связи с разрывом с женой. Слева изображен он, а слева Любовь, на картине видно невооруженным взглядом, как их дороги разошлись, и пошли они по разным сторонам.

Также на выставке представлены рисунки Бакста, написанные разными материалами: углем, мелом. Рисунки отличаются большей убедительностью, детализацией, несмотря на то, что они  более грубы, они больше притягивают внимание к персонажу, и зритель невольно больше переживает за него. Абсолютно неизвестные, анонимные персонажи, но как они изображены! Например, «Мужчина, поднимающий шляпу». В этом рисунке, изображающего мужчину, который нагибается за упавшей шляпой, точно передана анатомия человека: каким образом расположены его ноги и руки во время наклона, волосы человека расписаны с помощью игры света и тени. От мужчины на землю падает тень, негромоздкая, а легкая, которая может появиться из-за рассеянного света. В рисунке «Старик, опирающийся на палку» лицо пожилого мужчины насыщенно морщинами, а в глазах — мудрость.

Бакст имел свойство впитывать другие культуры, передавая их в своих портретах. «Портрет Коровина» демонстрирует американский мужской стиль 60-х годов. Это один из многих портретов, которые выполнены в смешанной технике – часть рисунка выполнена в цвете, причем Бакст делает это очень реалистично, другая же часть лишь частично заполнена штрихами для общего восприятия картины.

Второй зал выставки, посвященной Леону Баксту, представляет лоскутки ткани различных размеров и различной тематики, здесь он продолжает интегрировать другие культуры в свое творчество. Мы видим разнообразие мотивов от русских куполов до перуанских вождей, индийских слонов и различных орнаментальных узоров.

На выставке можно увидеть еще огромную часть его творчества: эскизы к костюмам, сами костюмы, огромное декоративный занавес для театра им. Комиссаржевской, афиши и портреты, зарисовки к книгам и пьесам. Все это в очередной раз доказывает, что Леон Бакст – разноплановая творческая личность, сложно назвать его художником или декоратором, требуется очень много запятых и перечислений.

В этом разноплановом направлении деятельности, которое совмещает в себе и разные виды искусства, и разные материалы, и разные стили от реализма до импрессионизма, закрадывается некоторая не сосредоточенность на чем-то одном. Его друг, соратник, критик и историк искусств Александр Бенуа в своей книге «История русской живописи XIX века» писал: «Какое метание, какой извилистый далекий путь! Все это делалось вполне искренне, убежденно. С горячим увлечением, но несколько бестолково и непоследовательно». Впрочем Бенуа критиковал все русское искусство, но кажется, что именно в отношении Бакста он был как никогда прав. Огромное разнообразие не дало сосредоточиться на одном, на том, что могло бы сделать его великим художником, или декоратором, или костюмером. Не выработав своего собственного стиля и манеры письма, он остался на нескольких ступенях ниже, чем мог бы стоять. Но даже несмотря на это, выставка Русского музея достойна для посещения, и если вы не уйдете с восторженным видом о том, какой он потрясающий мастер, то вы точно сможете уйти с мыслью о том, что талантливый человек талантлив во всем.


В качестве заглавной иллюстрации использован фрагмент картины Л.Бакста «Древний ужас».