Арта Шпигельмана «Маус»

«Маус». Трагедия в картинках

Сегодня свободный автор Kulick.Magazine Иван Афонченко начнет знакомить читателей с удивительным миром комиксов. Он покажет, что рисованные истории — это отнюдь не детская забава. А поможет ему в этом лауреат Пулитцеровской премии, графический роман Арта Шпигельмана «Маус».


 

Так вышло, что жанр комиксов только начал набирать популярность в нашей стране. Для большинства представителей старшего поколения «истории в картинках» все еще остаются чем-то детским и несерьезным. И даже не смотря на то, что в последние годы российские издательства принялись переводить и печатать знаменитые западные графические романы, все еще практически невозможно встретить, скажем, в метро взрослого человека, по пути на работу дочитывающего очередной выпуск комикса.

Сколько ни пытался я привить моим старшим товарищам любовь к этому виду искусства, в ответ я всегда слышал: «Что я тебе, мальчик десятилетний, чтоб картинки разглядывать?» Всех, кто считает также и не воспринимает комиксы всерьез, я отправляю к произведению Арта Шпигельмана «Маус».

Впервые русское издание «Мауса» я заметил на полке одного книжного магазина в центре Петербурга. Увесистый том с весьма необычной обложкой: пара мышей в человеческой одежде на переднем плане, а на заднем — кошачья голова на фоне свастики. А в самом низу надпись «единственный комикс — лауреат Пулитцеровской премии». На задней стороне расположилась карта Польши времен второй мировой войны. На ней отмечены города и деревни, а также места, названия которых знакомы всем, кто интересовался историей самой страшной трагедии двадцатого века. Бельцек, Гросс-Розен, Аушвиц…
«Маус» — книга о Холокосте. Возможно, лучшая в своем роде. Это произведение очень тонко дает почувствовать атмосферу страха, боли и отчаяния окутавшую целый народ.

История начинается с того, что в начале 70-х молодой автор комиксов Арт Шпигельман навещает своего отца Владека в Нью-Йорке. Арт собирается написать комикс о жизни евреев в оккупированной Польше, войне и всех тех ужасах, что его отцу пришлось пережить в конце 30-х — начале 40-х годов. Владек начинает свой рассказ с довоенного периода, когда он был молодым и энергичным, и, словно за руку, проводит нас сквозь нарастающую тревогу, тайные убежища польских евреев, голодные годы, бараки Аушвица, крематории, газовые камеры и марш смерти на юг от Дахау.

В оригинале книга имеет подзаголовок «A survivor’s tale», «рассказ выжившего», что очень точно описывает формат повествования. События представляют из себя набор обрывочных воспоминаний, складывающихся словно мозаика в пугающую картину.

Графическое исполнение романа тоже весьма интересно — он черно-белый, а все нации, присутствующие в книге изображены в виде животных. Евреи представлены мышами, немцы — котами, поляки — свиньями, американцы — собаками. Между собой представители одной нации отличаются лишь одеждой. Автор словно показывает бессмысленность разделения людей по каким бы то ни было признакам: этническим, политическим или любым другим. Как сказал сам Шпигельман, он «против мерки всех под одну гребёнку».

Однако, помимо описания Холокоста, «Маус» — это еще и глубоко личная история взаимоотношений отца и сына. Здесь очень умело показан конфликт поколений и убеждений, трагедия человека, измученного прошлым и то, как он пытается просто жить в мире, ставшем для него чужим.
В 1993 году книга Арта Шпигельмана получила Пулитцеровскую премию. Газета The New Yorker назвала это произведение «самым точным и пронзительным рассказом о Холокосте». На западе этот комикс изучается в школах и университетах.

К сожалению, в нашей стране комикс постигла очень непростая судьба: в апреле 2015 года в Москве он был изъят с полок за то, что «такая серьезная тема была представлена в виде комикса». Сам Арт Шпигельман назвал такое решение позорным. Остается лишь надеяться, что со временем, когда в России окончательно сформируется культура комиксов, этот вид искусства не будет восприниматься как нечто низовое, и графические романы встанут в один ряд с классиками зарубежной и отечественной прозы. И быть может именно «Маус» станет первым из комиксов, изучаемых на уроках литературы и истории.
Ведь эту книгу должен прочесть каждый.