Kulick.Magazine, театр, ТЮЗ, Дорогая Елена Сергеевна

Конфликт поколений в спектакле «Дорогая Елена Сергеевна»

Легко ли человеку с хохотом и задорным улюлюканьем перемахнуть через границы нравственности и морали? И есть ли пределы ?   Стоя на пороге новой «неведомой, но, безусловно, прекрасной жизни» четверо старшеклассников отвечают на эти вопросы каждый для себя. 


Свободный автор: Фрау Кронек

Фотограф: Александр Любомирский


«Дорогая Елена Сергеевна» украшает малую сцену петербургского Театра юных зрителей с  2013 года.  Этим спектаклем актер  Александр Анатольевич Иванов дал старт своей режиссерской карьере в ТЮЗе им. А.А.Брянцева.

тюз-6373

На первый взгляд речь идет (ну разумеется!) о конфликте поколений. И к гадалке не ходи. «Дорогая Елена Сергеевна» — это простая история о сложных чувствах.  Школьники хотят одного, учительница – диаметрально противоположного, в чем есть своего рода норма. Во главе угла стоит довольно банальное желание ребят выпросить, вытребовать себе необходимые оценки и стойкое нежелание педагога эти настойчивые просьбы и требования выполнять.  Однако оттенки и полутона обещанного конфликта приобретают вид совершенно немыслимый. На фоне декламаций строчек из Евангелие и Достоевского звучат два мнения: голоса юнцов, кричащие о легкости бытия, вполне себе сносной, о необходимости удовлетворения лишь гедонистических потребностей и возвышения последних до уровня нового божества: «Ненавижу, ненавижу героев, лезущих грудью на амбразуру! Ненавижу амбразуры, на которые нужно лезть! […]  Не слишком ли много усилий для получения элементарной возможности просто заниматься своим делом? […] Неужели вам непонятно, что вы защищаете не высокие гуманистические идеалы, а только бюрократическую машину с ее насквозь фальшивой узколобой моралью?» и голос учителя, полный отчасти излишнего героизма и самоотверженности: «Вы мещане. До скуки, до одури, до оскомины, с головы до ног — мещане. Ваш бог — копейка. На брюхе, по трупам, предавая, только помани пальцем! Я плюю в ваши копеечные души!».

тюз-6457

Действие пьесы Людмилы Разумовской из 80-годов прошлого века режиссер перенес в день сегодняшний, хрусталь заменили на iPad, на столике скромно обставленной комнаты появились суши, а серп и молот Разумовской у Александра Иванова обрели облик святой и всем хорошо знакомый.  Объяснюсь: в течение двух с небольшим часов, что длится спектакль, зритель не раз оказывается в кромешной тьме и лишь в дальнем углу глухо, но настойчиво подсвечивается икона — символ веры нашего времени. В свою очередь бОльшая часть атрибутов коммунизма – своего рода религии предшествующей эпохи — планомерно из сюжетной канвы выкорчевывается. Вот вам и подтекст исторический и, если хотите, идеологический, который столь отчетливо виден с высоты прошедшего времени. Недаром Александр Иванов в ходе творческой встречи со зрителям, которая состоялась после самого спекталя, назвал Елену Сергеевну носительницей гуманистических идеалов эпохи.  Тем непонятней порой для нас ее речи, полные утопического надрыва и пафосной, несколько гипертрофированной красоты. Парадоксально, но эта временная и идеологическая пропасть не мешает верить Елене Сергеевне в исполнении прекрасной актрисы Анны Дюковой. Устаревшая мораль, как ни странно, зачастую вызывает острую симпатию.

тюз-6464

По мере того как накаляются страсти, зефирного вида дама справа все быстрее машет веером, и радость автора от этого соседства невыносимо огромна, поскольку собственное сердце отстукивает по меньшей мере чечетку. «Дорогая Елена Сергеевна» — вещь страшная в своей натуральности, всему происходящему на сцене, к своему ужасу, веришь. Очевидно, верили и открывали новое в себе самих и замечательные артисты, занятые в спектакле.  Слова героев, их лица и слезы, разрушенная квартира, как декорация сломанной личности и загубленных идеалов — все это несет в себе отпечаток большой и сложной работы режиссера и актерской команды. Стоит отдать должное и незаурядному чувству юмора, продемонстрированному в постановке.  Кто бы мог подумать, что без доли излишества и пошлости в такую серьезную историю можно внести и добрую долю комедии.

тюз-6520

Спектакль камерный, возникает впечатление, что зрителя пригласили в маленькую квартирку школьной учительницы, где совершенно неожиданно разыгралась масштабная и страшная человеческая драма. Но сдается мне, что «Дорогая Елена Сергеевна» в исполнении артистов ТЮЗа, не имеет целью лишь пригвоздить очевидцев к мысли о беспринципности молодого поколения или показать насилие во всей его «красе». Святость моральных принципов, исправление, прощение – вот главные идеи, что несет нам такая откровенная, остро-социальная и жизненная постановка Александра Иванова.