Kulick.Magazine, Лендок, Два детства

Когда деревья были большими. Перформанс «Два детства»

Пианист Денис Кириллов и актер Роман Никитин рассказали Kulick.Magazine о предстоящей музыкально-литературной постановке «Два детства» на музыку П.И.Чайковского и по произведениям Рея Брэдбери и Джерома Сэлинджера.  Авторы шоу воссоздали близкий и понятный каждому, наполненный звуками, красками и словами мир детства. О творческом тандеме Дениса и Романа, идее и ностальгии – читайте в нашем интервью.


Свободный автор: Петрова Ирина

Фотограф: Маргарита Сахно


XqR1zF-ByFA

Вы представляете программу «Два детства» 18 декабря. Она премьерная или уже где-то представлялась?

Роман Никитин: В таком виде, в котором она будет 18 декабря  — представляется впервые. Так что — премьера.

Денис Кириллов : Идея поменялась существенно. Ранее это был мой сольный фортепьянный концерт. Там звучали те пьесы Чайковского, те вариации на эти пьесы, которые будут и в этой программе, но без такой грандиозной литературной составляющей. Уже тогда мы хотели это все сделать с Ромой.

 Программа идет четко по сценарию или есть какие-то моменты импровизации?

Д.К:  В музыкальном плане первая часть концерта будет без импровизаций, так как там я буду играть произведения из «Детского альбома» П.И. Чайковского. Во второй части, где будут мои вариации на тему сборника, будет много импровизаций, как заранее подготовленных, так и спонтанных. Но что касается общего вида, сценографии, совмещения музыкального, литературного действия и видеопроекций –  это уже будет идти по сценарию.

А вам, как творческим личностям, легко ли было работать друг с другом?

Р.Н. : Проект придумал Денис,  и мне понравилась эта концепция.  И самое главное — все мы находимся в постоянном диалоге и обсуждаем программу. А с Денисом мы сотрудничаем уже (обращается к Денису) с …какого года?

Д.К.: Ну…мы знакомы уже очень давно.

Р.Н.: С 2000-го года. Мы познакомились в Южной Корее, как ни странно (улыбается).

Д.К.: Да, в Миллениум произошло наше знакомство. Могу сказать по своему опыту, да и Рома не даст соврать, что одни из идеальных вариантов для прекрасного знакомства и дальнейшего сотрудничества — это совместное времяпрепровождение и общение в контексте общей поездки или тура. Всегда очень увлекательно, запоминается.

Р.Н.: Мы тогда были молодые (смеется).

То есть хорошие отношения, дружба  не мешают творческому процессу?

(практически хором). Наоборот, только помогают.

IMG_8811

А можете дать совет творческим людям, которые хотели бы работать вместе, но что-то их останавливает? Возможно,опасаются,  что дружба не выдержит или они не смогут найти точек соприкосновения.

Р.Н.: Волков бояться – в лес не ходить. Все надо пробовать. Бывает,  с  друзьями что-то делаешь совместное, потом так сильно ссоришься, что какое-то время не можешь общаться. Но это абсолютно нормальный процесс. Именно в этом рождается что-то настоящее.

Для перформанса выбрана площадка Лендока. Это был целенаправленный выбор?

Д.К. Целенаправленный, безусловно, потому что мне изначально хотелось  для представления этой программы выбирать места, которые  по своему формату не являются площадками, исключительно концертными. Т.е. место, где можно получить синтез каких-то искусств. Яани Кирик, например, тоже интересное место. Не просто так оно было выбрано для первого премьерного показа программы. Это площадка, которая функционирует как церковь ( это филиал прихода, который находится в Таллине). Но это еще и концертная площадка, которая не  является сугубо академической, как филармония. Там проходит огромное количество интересных мероприятий, на срезе разных музыкальных направлений. А «Лендок» – это, ко всему прочему, место,  изначально связанное с кино и с музыкой, что для нас с Ромой очень близко.

Помимо вас в перформансе принимают участие медиахудожники — Георгий  Маматов и Олег Михайлов. Им была предоставлена свобода творчества или поставлена конкретная задача?

Д.К.: Это тоже удивительный случай. Я люблю работать с одной стороны  с талантливыми людьми — это всегда упрощает задачу.  И весьма не плохо, когда эти люди — твои друзья. К таким и относится Олег, с которым мы еще знакомы со времен существования коллектива «Effect Doplera».  Он  прекрасный медиахудожник, который преподает, имеет ряд учеников и  сам способен набрать команду. И с одной стороны,  он может прекрасно реализовать  чьи-то идеи, с другой стороны — имеет еще большее количество своих, что меня и интересовало. Творческое задание мы Олегу предоставили, но я изначально рассчитывал на его бурную фантазию.

IMG_8816_1

Лирический герой программы  – какой он?

Д. К.: Идея программы в том, что в первой части – это ребенок, и ребенок в контексте России. Им мог бы быть сам молодой Петр Ильич Чайковский. А во второй части – это уже повзрослевший ребенок, но уже не русский, а американский. Детские переживания понятны и знакомы каждому человеку на планете.

Что-то от вас есть в этих героях?

Д.К: Что-то от меня наверняка есть, хотя бы по той простой причине, что идея программы пришла мне в голову, когда я был сам ребенком. Я что-то пытался импровизировать на тему «Детского альбома», когда  мне было 8 или 10 лет.

Р.Н.:  Литературные вещи, которыми Денис предложил дополнить  – является ассоциацией, отражением каких-то своих эмоций. В программе будет не только «Вино из одуванчиков», но и «Над пропастью во ржи». Эти книги были  прочитаны и осмысленны в юности. Когда Денис предложил этот проект, я понял, что мне это интересно. Естественно, без игры не обойдется. Работа у актера такая – играть (смеется).

Для кого программа «Два детства», кто ваш зритель?

Р.Н.:  Конечно, хотелось бы, чтобы это были зрители самых разных возрастов, профессий, пристрастий и т.д. Когда я разместил у себя на странице репост о программе, многие театральные поклонники, которые ходят на мои спектакли, очень заинтересовались. (обращается к Денису) Кто еще может прийти,  как ты думаешь?

Д.К.: Мне задают иногда вопрос весьма популярный о возрастном ограничении. И я всегда очень трепетно отношусь к нему, задаю себе, а все-таки, сможет ли ребенок выдержать , будет ему интересно или нет. Что касается программы «Два детства», мне кажется,  что ребенку было бы интересно это увидеть и услышать.

Р.Н Я думаю, что программа в первую очередь очень вдохновляющая: в нескольких разных художественных жанрах рассказывается одна история. Музыкальная часть от Дениса – это прекрасный пример того, что можно сотворить из известного произведения, владея необходимыми знаниями и фантазией. Или взять видеоинсталяции – зрительные образы интересны всем, от мала до велика. Ну и моя скромная лепта тоже есть (смеется).

IMG_8836

Дети  — публика сложная в какой-то степени.

Д.К.:  Я не считаю что сложная, я очень люблю играть для детей.

Р.Н.:   По-разному бывает. Раньше играли детский спектакль и как-то не задумывались, какую цифру поставить на афише 0+ или 5+. Поставили 0+, и мамочки воспринимают это, как руководство к действию: «Надо грудничка моего взять, там же 0». А маленький человек, конечно, еще не приспособлен к атмосфере в театре: выключается свет, громкая музыка и прочее.  Ребенок начинает капризничать, пугаться, кричать…

Д.К.:  Возможно, он кричит от удовольствия (смеется). Однозначно могу сказать, что «Два детства» — и для детей, и для родителей, они желанные и ожидаемые зрители. И безусловно хотелось бы, чтобы помимо публики искушенной,  театральной, программа была бы интересна для пытливой и самой разнообразной молодежи. Казалось бы, Чайковский, классическая музыка, все такие игранные-переигранные вещи, но хочется увлечь, зацепить, натолкнуть зрителя на какие-то мысли. Но что бы им не понравилось в этой программе – музыка, литература, видеоряд – каждый в зрительном зале найдет то, что ему по душе, что его порадует, и , надеюсь, поразит, удивит.

А какие эмоции хотелось бы вызвать в зрителях, может быть чувство ностальгии, чувство светлой грусти, слезы?

Р.Н.: Так, конечно, нельзя запланировать: вот сейчас мы сделаем вам смешно, а сейчас мы будете плакать (улыбается). Для каждого все очень индивидуально. Не думаю, что до слез будем доводить. В крайнем случае – слезы могут быть от переизбытка радостных и положительных эмоций (улыбается).

Д.К.: Потому что программа о детстве, о взрослении  не просто абстрактного персонажа, мы надеемся, что зрители смогут провести аналогию со своей жизнью. Мой друг, который пришел на премьеру, высказал очень интересные мысли по поводу того, что услышал. Я себе совершенно не представлял такие ассоциации. В перформансе «Два детства» простор для воображение однозначно есть.

IMG_8861

Если бы необходимо было добавить в программу еще один вид искусства, то чтобы это могло быть – танец, песня? Или ничего добавлять не нужно?

Р.Н.: Покажет только время. Мы ее сыграем и тогда поймем, чего нам хватает, чего не хватает. Нет,конечно, предела совершенству (улыбается).

Д.К.: Пока нам всего хватает, но мы не отказываемся в будущем от дополнений.  Мне очень нравятся программы и концерты, где представлен синтез музыки и танца.  Это очень интересно, здорово, можно сказать, даже модно сейчас .

Раз уж про детство заговорили, хочу спросить про ваше детство. Вот когда вы были детьми, не было мыслей из серии «не хочу взрослеть, буду всегда ребенком»?

Р. Н.: Да нет, я всегда хотел взрослым быть, чтобы я мог заниматься чем хочу, а не уроки делать.  Дети, по-моему, всегда хотят взрослее быть, они не понимаю, что за этим большая ответственность.

Д.К.:  Ребенком мне хотелось взрослеть, да, но когда я стал подростком, меня в какой-то момент посетила ностальгия, и посещала – я это очень хорошо помню.

А как считаете, детство уходит куда-то или оно остается с человеком, может где-то глубоко-глубоко в душе?

Д.К.: Дети воспринимают все очень ярко.  И если взрослый человек, повзрослев, во многом утрачивает какое-то яркое восприятие мира —  это, конечно, грустно. Человек должен оставаться в какой-то степени ребенком, даже будучи стариком. Об этом много писал и говорил Рей Брэдбери в своих книгах. Человек не должен забывать свои эмоции и чувства из детства.

А как вы думаете, это реально в нашем современном мире со стрессами, проблемами, ипотеками может человек сохранить островок детства в своей душе?

Р. Н.: Конечно может, если захочет (улыбается).

Д.К.: Трудно сказать, насколько везде разные люди, настолько они по разному взрослеют и ведут себя уже будучи взрослыми.  И ни для кого не секрет, что  люди, которые приехали из Сибири к примеру, отличаются от тех, кто родился в Москве или Санкт-Петербурге. Это  другой климат, другая природа, другое все. Им в чем-то проще, нам в чем-то сложнее. Мы любим пинать на сырость, климат, переменчивую погоду, а они не пинают не на что, у них всегда холодно (смеется) .

IMG_8883